ЖуркаМурка

«Женское лицо» живописи: существует ли оно?

Русские художницы, которых стоит знать.

Мир искусства огромен, разнообразен и красив. Каждый знаком с живописью: мы видели потрясающие работы Врубеля на страницах сказок, картины Брюллова в учебниках по истории, пейзажи Шишкина во многих галереях. Но задумывались ли вы о том, что история знает не только художников, но и художниц? Какова причина того, что их место в этой сфере с годами перестало иметь значение? И почему картины, принадлежащие женщинам, так сильно недооценены? 

История художественного образования для женщин.

Долгое время женщины могли лишь заниматься рукоделием, а рисовали на любительском уровне. Они не имели возможности учиться этому профессионально. Только в 30-х годах XIX века девушкам разрешили быть вольными слушательницами в некоторых образовательных художественных учреждениях. В 40-х годах XIX века в Санкт-Петербургской рисовальной школе открылись вечерние классы для всех.

В этот период в Императорскую академию художеств были допущены 30 женщин в качестве вольных слушательниц, в том числе будущая жена Ивана Шишкина – Ольга Лагода-Шишкина. В 1873 году в Академии разрешили заниматься в одних классах и девушкам, и юношам. Смешанное обучение на тот момент было передовой идеей. Еще через 20 лет, в 1893 году, женщинам наконец разрешалось учиться не только в качестве вольных слушательниц, они стали полноправными студентками.

С этих пор начали появляться женские имена художниц, однако тех, кого обычно называют «великими», практически не было. Система образования все равно не позволяла студенткам художественных учреждений полноценно развиваться. 

«Женское лицо» русское искусство приобрело лишь в начале 20 века вместе с авангардизмом, а социализм только укрепил гендерное равенство.

Изображение

Екатерина Хилкова – «Внутренний вид женского отделения в Петербургской рисовальной школе», 1855. Источник:https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh-2799/index.php

Героическое начало.

Софья Васильевна Сухово-Кобылина (1825-1867).

Родилась в богатой помещичьей семье и получила прекрасное домашнее образование под руководством ведущих профессоров Московского университета того времени. Однако в отличие от других членов семьи она решила посвятить свою жизнь художественному творчеству. Учителем живописи Софьи Васильевны был русский художник-пейзажист Егор Егорович Мейер.

Быстро распознав в девушке художественный талант вкупе с трудолюбием и целеустремлённостью, Мейер ходатайствовал о её приеме в Петербургскую Императорскую Академию художеств.

Самые значимые ее работы:

  1. Первая курсовая работа – картина, выставленная на конкурсе в Академии художеств, – пейзаж «Дорога на берегу реки», получила высокие оценки педагогов. 
  2. Пейзаж «Вид из окрестностей реки Выксы близ Мурома во Владимирской губернии» был награжден большой серебряной медалью. 
  3. Пейзажи с натуры в Крыму. Академия художеств в 1853 году присудила им малую золотую медаль. 

В 1854 году Софья Сухово-Кобылина получила золотую медаль Императорской академии художеств за два крымских вида («Татарская сакля в Крыму близ Урзуфа» и «Татарская сакля в Крыму близ Алушты»), и картину «Сосновый бор в окрестностях Мурома». Своё награждение золотой медалью Софья Васильевна впоследствии изобразит на автобиографичном полотне «Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на Акте в Академии художеств первую золотую медаль за «Пейзаж» с натуры» (1854), тем самым продемонстрировав, что путь в академическую живопись отныне открыт и для женщин.

Сухово-Кобылина, Софья Васильевна — Википедия

Иллюстрации: 

«Автопортрет», 1847. Источник: https://yavarda.ru/sukhovokobylina.html

«Софья Васильевна Сухово-Кобылина, получающая на акте в Академии художеств первую золотую медаль за Пейзаж с натуры», 1854. Источник: https://yavarda.ru/sukhovokobylina.html

«Итальянский пейзаж», 1851. Источник:  https://yavarda.ru/sukhovokobylina.html

«Перед грозой», 1850-е. Источник:  https://yavarda.ru/sukhovokobylina.html

«На лесной дороге», 1850-е. Источник: https://yavarda.ru/sukhovokobylina.html

Народный мир.

Елена Дмитриевна Поленова (1850-1898).

Елена Поленова родилась в 1850 году в Петербурге. Все члены ее семьи и по отцовской, и по материнской линии так или иначе были связаны с научным или художественным миром. 

В 1859 году в семью Поленовых в качестве учителя рисования был приглашен студент Академии Художеств Павел Петрович Чистяков. Елена Поленова рано проявила художественное дарование, но не могла стать студенткой Академии художеств. В 14 лет она поступила в Санкт-Петербургскую рисовальную школу Общества поощрения художеств. Девушка занималась одновременно в двух классах: акварельном и керамическом.

На экзаменах Елена Поленова была удостоена медалями, и в качестве поощрения ей было предложено поехать на стажировку в Париж. Для того времени пенсионерство женщин-художниц – случай исключительный. 

В 1880-е Поленова стала членом «абрамцевского кружка» в загородном поместье мецената Саввы Мамонтова. Елена Поленова ходила на пленэры вместе с Исааком Левитаном, Ильей Репиным и Валентином Серовым. Она писала акварельные пейзажи и жанровые картины маслом, собирала русские народные сказки и создавала к ним иллюстрации. Поленова руководила мастерской резьбы в Абрамцеве. Там же она подружилась с Елизаветой Мамонтовой, и они создали первый в России музей прикладного искусства. 

Иллюстрации: 

«Зимний пейзаж. Опушка леса», 1885. Источник: https://www.culture.ru/persons/12431/elena-polenova

Эскиз мебели. Источник: https://www.culture.ru/persons/12431/elena-polenova

Иллюстрации к сказке «Белая уточка», 1889. Источник:  https://www.culture.ru/persons/12431/elena-polenova

Принцесса русского авангарда.

Ольга Владимировна Розанова (1886-1918). 

Ольга Розанова родилась 22 июня 1886 года в уездном городе Меленки Владимирской губернии. 

С 1896 года по 1904 год Ольга Розанова училась в женской гимназии во Владимире, после окончания которой уехала в Москву. С 1904 года по 1907 год посещала частное художественное училище живописи и скульптуры Анатолия Петровича Большакова. 

В конце 1907 года Ольга Розанова поступила в Художественную школу К. Ф. Юона: в этой мастерской вместе с ней учились рисунку и живописи многие будущие авангардисты. А через четыре года ее приняли в школу Елены Званцевой, ученицы Ильи Репина. 

В 1913 году Розанова вместе со своим возлюбленным поэтом Алексеем Крученых создала футуристическую книгу «Тэ ли лэ», где текст и изображение сливались в единое целое  – был создан уникальный стиль русской футуристической книги. Тогда Ольга даже не подозревала, что придумала собственное направление в модернизме — цветопись. В 1917 году художница написала картины «Зеленая полоса» и «Беспредметная композиция» – шедевры беспредметной живописи XX века, которые стали прекрасным примером абстрактного экспрессионизма.

Розанова, Ольга Владимировна — Википедия

Иллюстрации: 

«Цветы на окне», 1910. Источник: https://artchive.ru/artists/296~Ol’ga_Vladimirovna_Rozanova/works

«Композиция на окне», 1910. Источник: https://artchive.ru/artists/296~Ol’ga_Vladimirovna_Rozanova/works

«Письменный стол», 1915. Источник: https://artchive.ru/artists/296~Ol’ga_Vladimirovna_Rozanova/works

«Четыре туза», 1915. Источник: https://artchive.ru/artists/296~Ol’ga_Vladimirovna_Rozanova/works

«Зеленая полоса», 1917. Источник: https://artchive.ru/artists/296~Ol’ga_Vladimirovna_Rozanova/works

Русская француженка.

Зинаида Евгеньевна Серебрякова (1884-1967). Зинаида Серебрякова родилась 10 декабря 1884 года. Детство провела в имении Нескучное в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. 

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903-1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1905-1906 годах занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже.

Автопортрет «За туалетом», написанный в 1909 году, сделал Серебрякову известной на родине: она послала на выставку «Мир искусства» в Москве две работы: «За туалетом» и «Зеленя осенью». Они получили хвалебные отзывы художественных критиков и других живописцев, а вскоре были приобретены Советом Третьяковской галереи. Особенность ее стиля — чистые и светлые краски, и некая невыносимая легкость письма. 

Неожиданно осенью 1924 Зинаида получает заказ на работу в Париже. Чтобы заработать денег художница уезжает в другую страну. Вернуться Серебряковой больше не разрешили, в СССР тогда ее не любили, так как вместо вождей она предпочитала рисовать светлый мир живых женщин. В 1947 году художница получает французское гражданство и остается здесь до самой смерти, прожив за границей 43 года. И только в 60-х годах 20 века работы Серебряковой начинают выставляться в Москве, Ленинграде и Киеве. Она стала самой популярной художницей СССР, хоть уже и не являлась гражданкой родной страны. 

Зинаида Серебрякова сыграла важную роль не только в стилистическом развитии национальной школы, но и сформировала новое отношение к личности художника-женщины. Участница объединения «Мир искусства» Серебрякова символизирует образ независимой художницы рубежа XIX-XX веков.

Давыдов Г. - Русские художники. Художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова  (Лансере) - (Зап.: 2018г.) | Старое Радио

Иллюстрации: 

«За туалетом. Автопортрет», 1909. Источник: https://www.culture.ru/s/serebryakova/

«Зеленя осенью», 1909. Источник: https://www.culture.ru/s/serebryakova/

«За завтраком», 1914. Источник: https://www.culture.ru/s/serebryakova/

«Беление холста», 1917. Источник: https://www.culture.ru/s/serebryakova/

«Балетная уборная. Снежинки», 1923. Источник: https://www.culture.ru/s/serebryakova/

Художниц в России действительно мало. Так сложилось исторически: женщинам долгое время просто не разрешали профессионально заниматься рисованием. Со временем развития общества и пересмотра ценностей и устоев, отношение к изобразительному искусство поменялось. В наше время и женщины, и мужчины могут заниматься любым ремеслом. 

Но историю не изменить: многие талантливые художницы не смогли проявить способности и показать миру ценное наследие. Остается лишь надеяться, что в будущем понятие «женская живопись» станет более распространенным, а эти прекрасные картины узнает массовый зритель.

Автор: Карина Бусыгина

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны авторизоваться.
Загрузка...
Без рубрики

One thought on “«Женское лицо» живописи: существует ли оно?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *