Литература с давних времен подвержена влиянию политической обстановки в стране и в мире. Она охватывает события целых эпох, отражает на страницах книг значимые исторические события. Поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера посвящены подвигам бойцов в Троянской войне, а «Слово о полку Игореве» – сражению русских князей с половцами. Вспоминаются хрестоматийное стихотворение Пушкина «К Чаадаеву» с воспеванием «звезды пленительного счастья», «Реквием» Ахматовой, в котором предстают ужасы сталинских репрессий. Литераторы всегда остро воспринимали политические потрясения. Таков был и Михаил Афанасьевич Булгаков. На годы жизни писателя пришелся целый ряд исторических событий, которые теперь можно встретить на страницах его произведений.
От врача до сатирика
Детство и юность Булгакова прошли в Киеве. Он был первым ребенком в интеллигентной семье, его родители занимали благородную должность педагога. В доме часто играла музыка, звучало пение и было множество книг. Тогда же и началось пристрастие Булгакова к сатире и мистике. Любимым писателем Михаил Афанасьевич избрал Николая Васильевича Гоголя, а в гимназии был самым главным остряком и придумывал всем едкие прозвища. После гимназии Булгаков быстро определился с будущей профессией и поступил на медицинский факультет. Однако уже на четвертом курсе жизнь будущего писателя непоправимо изменилась.
Во время его учебы началась Первая Мировая война. Раненых было много, поэтому студенты, в том числе и Булгаков, отправлялись на дежурство в лазарет Красного Креста. Там Михаил Афанасьевич долго не пробыл, его признали непригодным к несению службы. После выпуска из университета и добровольной работы в фронтовых госпиталях, он устроился единственным врачом в больницу. Там в свободное время Михаил Афанасьевич и начал писать первые рассказы.
За войной последовала Октябрьская революция. Через несколько месяцев после нее Булгаков отправился в Москву. По дороге туда он впервые столкнулся со всей разрушительной силой этого переворота: беспорядки в городе привели его в ужас. Но не прошло и полгода, как уже Гражданская война противостоянием «белых» и «красных» начала писать новые, кровавые страницы истории. Булгаков пережил многочисленную смену власти в родной Украине, мобилизацию во Владикавказ и необходимость сменить профессию. Отсюда – с 1920 года – начинается отсчет любимых нами произведений, ведь Михаил Афанасьевич сменил врачебную деятельность на литературную. В произведениях Булгаков совместил вымысел и реальность, в которой жил, потому их можно назвать зеркалом постреволюционного общества.
«Мать сказала детям: – Живите. А им придется мучиться и умирать»
Булгаков освещает на страницах романа «Белая гвардия» события Гражданской войны в Украине, которая началась в 1918 году. Город – именно так Булгаков в романе называет Киев – пытается противостоять армии Петлюры, но чем дальше бежит время, тем больше появляется предателей и трусов. Сил армии становится недостаточно и белогвардейцам приходится отступать.
Перед читателем рождается картина ужасов гражданской войны, того страшного удара, который она наносит чужим жизням. Произведение показывает на примере одной семьи Турбиных, как в один момент все привычное и светлое может рухнуть, уступить место мраку и смерти. Погибает интеллигенция, которая не вписывается в рамки нового общества, а вместе с ней – возможность гармоничного развития России, ведь без культуры оно невозможно.
«Белая гвардия» – это роман, который Булгаков во многом сделал автобиографичным. В нем описана не просто трагедия общества или страны, а трагедия человека, чьи взгляды и принципы стали пережитком прошлого: чуждыми и неправильными. Также и семья Турбиных стала чужой новому времени, которое растоптало все, что было для нее родным и важным.
Доблестные офицеры готовы сражаться за свою страну, но начинают понимать, что сражаться не за что и не за кого. На улицах царит беспорядок и разруха, беззаконие порождает преступность и несправедливость. Люди становятся жестокими, а обществу уже не важно за кем идти, ведь оно просто следует за громкими речами.
Дом Турбиных и его тепло противопоставлены пугающим разрушениям гражданской войны. М.С.Зайцева в статье «“Белая гвардия” М.Булгакова: судьба семьи в эпоху перемен» отмечает: «Квартира Турбиных кажется оторванной от всего мира: от России, от Украины и даже от города, в котором она находится». Судьба этой семьи переплетена с жизнями благочестивых и порядочных людей, которых принимает дом. Он становится укрытием, где можно отдохнуть душой и телом. Такие люди становятся образом надежды на то, что Россия сохранит в себе красоту, культуру и добро.
Булгаков описывает губительную силу общества, у которого отсутствуют нравственные ценности. Но писатель верит, что будущее не за ним, а за безымянными героями, которые сумели остаться людьми даже в таких условиях. Важно помнить об ответственности перед будущими поколениями и историей. Поэтому в конце романа напутствием звучат слова: «Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?».
«Разруха сидит не в клозетах, а в головах!»
В 1925 году Булгаков написал произведение «Собачье сердце». События в нем разворачиваются в 1924 году, после Гражданской войны и победы Красной армии. Повесть стала пародией на общество, которое пришло к власти после революции. В целях эксперимента профессор Преображенский пересаживает человеческий гипофиз местной дворняжке Шарику. Однако владельцем железы был алкоголик, вор и хулиган. В результате операции собака обретает человеческий облик, но не становится порядочным членом общества, ведь даже сами люди таковыми не являются.
«Собачье сердце» – это отражение реального общества, высмеивание его глупости и самонадеянности. О новом политическом строе Михаил Афанасьевич пишет, как о вредоносном явлении. Профессор Преображенский говорит своему помощнику Борменталю: «Если вы заботитесь о своем пищеварении, вот добрый совет: не говорите за обедом о большевизме и медицине. И, Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет!».
Э.М.Хабибьярова в статье «Саркастическая ирония в повести М.Булгакова “Собачье сердце”» отмечает: «…писатель насмехается над самоуверенностью и безрассудным желанием мир не познавать, а переделывать, и непременно до самого основания». Михаил Афанасьевич пишет о людях, которые почувствовали себя всесильными властителями судеб, но оказались не способны удерживать контроль над действиями.
Швондер и его свита – яркие представители такого общества. Эти люди верны своей идее настолько, что не способны трезво смотреть на мир. Они глупы и нерассудительны, во всем ищут практическую выгоду, чувствуют себя важными людьми, но на самом деле не делают ничего, кроме распевания песен и изучения своих прав. Швондера не поражает открытие Преображенского, он не воспринимает это как чудо медицины. Персонажу важно лишь, что Шариков теперь – новый социальный элемент, которому нужны документы и который может отобрать у профессора кусок большой жилплощади. Шариков становится частью общества, такой же, как Швондеры, приравнивается к ним, несмотря на свою собачью сущность.
Границы человеческого и животного в произведении размываются. Пришедшее к командованию постреволюционное общество представляется невежественным, неспособным к анализу, ведь оно не замечает ничего, кроме идейности и приказов.
«Но и тараканы куда-то провалились, показав свое злостное отношение к военному коммунизму»
Повесть «Роковые яйца» написана Булгаковым в 1924 году, но своих героев писатель помещает в 1928 год. В произведении большее внимание уделено обществу, нежели историческим событиям, потому что на место постреволюционной разрухи пришло человеческое невежество.
Центральная фигура повести профессор Персиков совершил феноменальное научное открытие. Он изобрел «луч жизни», который позволял живому организму размножаться в разы быстрее и увеличиваться в размерах. Профессор не спешил рассказывать о нем из-за недостатка исследований, но прессе удалось распространить новость об изобретении вопреки воле Персикова. Уже здесь Булгаков раскрывает первую проблему повести. Обществу нужны только громкие и яркие заголовки. Люди безответственно и легкомысленно относятся к последствиям таких действий, ведь информация о луче жизни в статье была до безобразия переврана и написана таким образом, чтобы создать сенсацию.
Автор иллюстрирует читателю и проблему невежества людей. К профессору Персикову приходит Александр Семенович Рокк – заведующий совхозом, чтобы забрать камеры с «лучом жизни» для целей государства. Именно действия необразованного Рокка, который не может отличить куриное яйцо от змеиного, приводят к катастрофе. Однако обезумившие люди в конце произведения перекладывают всю вину на Персикова. Они убили его и даже не попытались разобраться в ситуации.
Булгаков показывает, к чему может привести невежественный человек на высокой должности, и что случиться, если приобщить к науке людей, которые ничего в ней не смыслят. В статье «Социально-философская сатира в повести М.А.Булгакова “Роковые яйца”» Л.Б.Менглинова пишет: «…автор показывает, что обезбоженная революционно-прагматическая философия существования является доминирующим принципом жизни в новом советском государстве». Вышестоящие органы демонстрировали науку на всеобщее обозрение, хотя она и ее развитие должны быть в руках профессионалов. Их желание извлекать из науки только практическую для страны выгоду привело к плачевным последствиям.
Произведение «Роковые яйца» изображает общество, которое околдовано идейностью и старанием делать все только на благо государства. Эти бравые цели разбиваются о действительность, где недостаточно образованные люди пытаются контролировать то, в чем не разбираются. Люди предстают ведомыми и нежелающими самостоятельно мыслить.
Политические события оставили на творчестве Михаила Булгакова огромный отпечаток. Писатель стал свидетелем коренных изменений в государстве, пережил ужас революции и Гражданской войны. Его произведения отражают целую эпоху постреволюционного общества, которую современный читатель может понять и прочувствовать на страницах. Политика и литература всегда будут неотъемлемой частью друг друга, ведь перевороты, войны и реформы в первую очередь влияют на жизнь простых людей.
Автор: Анна Заднипрянец
It’s marvelous quality of post. Thanks for sharing such an awesome content.