ЖуркаМурка

Булгаковские страницы – зеркало постреволюционного общества

Литература с давних времен подвержена влиянию политической обстановки в стране и в мире. Она охватывает события целых эпох, отражает на страницах книг значимые исторические события. Поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера посвящены подвигам бойцов в Троянской войне, а «Слово о полку Игореве» – сражению русских князей с половцами. Вспоминаются хрестоматийное стихотворение Пушкина «К Чаадаеву» с воспеванием «звезды пленительного счастья», «Реквием» Ахматовой, в котором предстают ужасы сталинских репрессий. Литераторы всегда остро воспринимали политические потрясения. Таков был и Михаил Афанасьевич Булгаков. На годы жизни писателя пришелся целый ряд исторических событий, которые теперь можно встретить на страницах его произведений.

От врача до сатирика

Детство и юность Булгакова прошли в Киеве. Он был первым ребенком в интеллигентной семье, его родители занимали благородную должность педагога. В доме часто играла музыка, звучало пение и было множество книг. Тогда же и началось пристрастие Булгакова к сатире и мистике. Любимым писателем Михаил Афанасьевич избрал Николая Васильевича Гоголя, а в гимназии был самым главным остряком и придумывал всем едкие прозвища. После гимназии Булгаков быстро определился с будущей профессией и поступил на медицинский факультет. Однако уже на четвертом курсе жизнь будущего писателя непоправимо изменилась.

Портретная фотография М.А.Булгакова

Во время его учебы началась Первая Мировая война. Раненых было много, поэтому студенты, в том числе и Булгаков, отправлялись на дежурство в лазарет Красного Креста. Там Михаил Афанасьевич долго не пробыл, его признали непригодным к несению службы. После выпуска из университета и добровольной работы в фронтовых госпиталях, он устроился единственным врачом в больницу. Там в свободное время Михаил Афанасьевич и начал писать первые рассказы.

​За войной последовала Октябрьская революция. Через несколько месяцев после нее Булгаков отправился в Москву. По дороге туда он впервые столкнулся со всей разрушительной силой этого переворота: беспорядки в городе привели его в ужас. Но не прошло и полгода, как уже Гражданская война противостоянием «белых» и «красных» начала писать новые, кровавые страницы истории. Булгаков пережил многочисленную смену власти в родной Украине, мобилизацию во Владикавказ и необходимость сменить профессию. Отсюда – с 1920 года – начинается отсчет любимых нами произведений, ведь Михаил Афанасьевич сменил врачебную деятельность на литературную. В произведениях Булгаков совместил вымысел и реальность, в которой жил, потому их можно назвать зеркалом постреволюционного общества.

«Мать сказала детям: – Живите. А им придется мучиться и умирать»

Булгаков освещает на страницах романа «Белая гвардия» события Гражданской войны в Украине, которая началась в 1918 году. Город – именно так Булгаков в романе называет Киев – пытается противостоять армии Петлюры, но чем дальше бежит время, тем больше появляется предателей и трусов. Сил армии становится недостаточно и белогвардейцам приходится отступать.

Город в произведении «Белая гвардия»

Перед читателем рождается картина ужасов гражданской войны, того страшного удара, который она наносит чужим жизням. Произведение показывает на примере одной семьи Турбиных, как в один момент все привычное и светлое может рухнуть, уступить место мраку и смерти. Погибает интеллигенция, которая не вписывается в рамки нового общества, а вместе с ней – возможность гармоничного развития России, ведь без культуры оно невозможно.

«Белая гвардия» – это роман, который Булгаков во многом сделал автобиографичным. В нем описана не просто трагедия общества или страны, а трагедия человека, чьи взгляды и принципы стали пережитком прошлого: чуждыми и неправильными. Также и семья Турбиных стала чужой новому времени, которое растоптало все, что было для нее родным и важным.

Доблестные офицеры готовы сражаться за свою страну, но начинают понимать, что сражаться не за что и не за кого. На улицах царит беспорядок и разруха, беззаконие порождает преступность и несправедливость. Люди становятся жестокими, а обществу уже не важно за кем идти, ведь оно просто следует за громкими речами.

Иллюстрация к роману «Белая гвардия»

Дом Турбиных и его тепло противопоставлены пугающим разрушениям гражданской войны. М.С.Зайцева в статье «“Белая гвардия” М.Булгакова: судьба семьи в эпоху перемен» отмечает: «Квартира Турбиных кажется оторванной от всего мира: от России, от Украины и даже от города, в котором она находится». Судьба этой семьи переплетена с жизнями благочестивых и порядочных людей, которых принимает дом. Он становится укрытием, где можно отдохнуть душой и телом. Такие люди становятся образом надежды на то, что Россия сохранит в себе красоту, культуру и добро.

Николка в доме Турбиных

Булгаков описывает губительную силу общества, у которого отсутствуют нравственные ценности. Но писатель верит, что будущее не за ним, а за безымянными героями, которые сумели остаться людьми даже в таких условиях. Важно помнить об ответственности перед будущими поколениями и историей. Поэтому в конце романа напутствием звучат слова: «Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?».

«Разруха сидит не в клозетах, а в головах!»

В 1925 году Булгаков написал произведение «Собачье сердце». События в нем разворачиваются в 1924 году, после Гражданской войны и победы Красной армии. Повесть стала пародией на общество, которое пришло к власти после революции. В целях эксперимента профессор Преображенский пересаживает человеческий гипофиз местной дворняжке Шарику. Однако владельцем железы был алкоголик, вор и хулиган. В результате операции собака обретает человеческий облик, но не становится порядочным членом общества, ведь даже сами люди таковыми не являются.

Иллюстрация к повести «Собачье сердце»

«Собачье сердце» – это отражение реального общества, высмеивание его глупости и самонадеянности. О новом политическом строе Михаил Афанасьевич пишет, как о вредоносном явлении. Профессор Преображенский говорит своему помощнику Борменталю: «Если вы заботитесь о своем пищеварении, вот добрый совет: не говорите за обедом о большевизме и медицине. И, Боже вас сохрани, не читайте до обеда советских газет!».

Э.М.Хабибьярова в статье «Саркастическая ирония в повести М.Булгакова “Собачье сердце”» отмечает: «…писатель насмехается над самоуверенностью и безрассудным желанием мир не познавать, а переделывать, и непременно до самого основания». Михаил Афанасьевич пишет о людях, которые почувствовали себя всесильными властителями судеб, но оказались не способны удерживать контроль над действиями.

Кадр из фильма «Собачье сердце» реж. В.В.Бортко

Швондер и его свита – яркие представители такого общества. Эти люди верны своей идее настолько, что не способны трезво смотреть на мир. Они глупы и нерассудительны, во всем ищут практическую выгоду, чувствуют себя важными людьми, но на самом деле не делают ничего, кроме распевания песен и изучения своих прав. Швондера не поражает открытие Преображенского, он не воспринимает это как чудо медицины. Персонажу важно лишь, что Шариков теперь – новый социальный элемент, которому нужны документы и который может отобрать у профессора кусок большой жилплощади. Шариков становится частью общества, такой же, как Швондеры, приравнивается к ним, несмотря на свою собачью сущность.

Границы человеческого и животного в произведении размываются. Пришедшее к командованию постреволюционное общество представляется невежественным, неспособным к анализу, ведь оно не замечает ничего, кроме идейности и приказов.

«Но и тараканы куда-то провалились, показав свое злостное отношение к военному коммунизму»

Повесть «Роковые яйца» написана Булгаковым в 1924 году, но своих героев писатель помещает в 1928 год. В произведении большее внимание уделено обществу, нежели историческим событиям, потому что на место постреволюционной разрухи пришло человеческое невежество.

Иллюстрация к повести «Роковые яйца»

Центральная фигура повести профессор Персиков совершил феноменальное научное открытие. Он изобрел «луч жизни», который позволял живому организму размножаться в разы быстрее и увеличиваться в размерах. Профессор не спешил рассказывать о нем из-за недостатка исследований, но прессе удалось распространить новость об изобретении вопреки воле Персикова. Уже здесь Булгаков раскрывает первую проблему повести. Обществу нужны только громкие и яркие заголовки. Люди безответственно и легкомысленно относятся к последствиям таких действий, ведь информация о луче жизни в статье была до безобразия переврана и написана таким образом, чтобы создать сенсацию.

Автор иллюстрирует читателю и проблему невежества людей. К профессору Персикову приходит Александр Семенович Рокк – заведующий совхозом, чтобы забрать камеры с «лучом жизни» для целей государства. Именно действия необразованного Рокка, который не может отличить куриное яйцо от змеиного, приводят к катастрофе. Однако обезумившие люди в конце произведения перекладывают всю вину на Персикова. Они убили его и даже не попытались разобраться в ситуации.

Нападение на профессора Персикова

Булгаков показывает, к чему может привести невежественный человек на высокой должности, и что случиться, если приобщить к науке людей, которые ничего в ней не смыслят. В статье «Социально-философская сатира в повести М.А.Булгакова “Роковые яйца”» Л.Б.Менглинова пишет: «…автор показывает, что обезбоженная революционно-прагматическая философия существования является доминирующим принципом жизни в новом советском государстве». Вышестоящие органы демонстрировали науку на всеобщее обозрение, хотя она и ее развитие должны быть в руках профессионалов. Их желание извлекать из науки только практическую для страны выгоду привело к плачевным последствиям.

Последствия событий повести «Роковые яйца»

Произведение «Роковые яйца» изображает общество, которое околдовано идейностью и старанием делать все только на благо государства. Эти бравые цели разбиваются о действительность, где недостаточно образованные люди пытаются контролировать то, в чем не разбираются. Люди предстают ведомыми и нежелающими самостоятельно мыслить.

Политические события оставили на творчестве Михаила Булгакова огромный отпечаток. Писатель стал свидетелем коренных изменений в государстве, пережил ужас революции и Гражданской войны. Его произведения отражают целую эпоху постреволюционного общества, которую современный читатель может понять и прочувствовать на страницах. Политика и литература всегда будут неотъемлемой частью друг друга, ведь перевороты, войны и реформы в первую очередь влияют на жизнь простых людей.

Автор: Анна Заднипрянец

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны авторизоваться.
Загрузка...
Без рубрики

One thought on “Булгаковские страницы – зеркало постреволюционного общества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *