ЖуркаМурка

Борьба поколений: стоит ли препятствовать появлению молодежных субкультур?
Модельер Вивьен Вествуд и другие экоактивисты на акции протеста против гидроразрыва пласта в 2019 году.

Молодежная субкультура – система ценностей, стилей, социальных норм молодого поколения, которую подростки создают для себя с целью самовыражения, самоидентификации, получения опыта социального общения.

Популярность этой темы обусловлена мнением, что молодежные объединения – это отражение внутренних процессов изменения общества, показатель, который указывает на существующие в обществе политические, социальные, экономические противоречия.

Механизм формирования молодежных субкультур

Для возникновения субкультуры необходимо наличие ряда формирующих факторов. Среди них могут быть политические, социальные, экономические факторы, появление технических новшеств, пиар через СМИ, культурные события, деятельность лидеров общественного мнения. Например, для возникновения рок-культуры в СССР одним из ключевых моментов стало появление в продаже доступной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры, а также виниловых дисков, лент и кассет с популярной музыкой со всего света. Флешмобы стали возможны с появлением современных средств коммуникации, интернета и мобильных телефонов, позволяющих синхронизировать действия большой группы людей.

Для появления и существования субкультуры необходимо наличие, как можно большего количества объединяющих факторов.

Перечислим такие факторы:

  • Общая деятельность. Наиболее важная составляющая любой субкультуры: возможность совместной деятельности делает объединение людей осмысленным. Для спортсменов такой деятельностью являются занятия спортом; для туристов – походы; для участников литературных объединений — творчество и обсуждение произведений; для агрессивных сообществ – совместное участие в силовых акциях.

Часто вид совместной деятельности и определяет название субкультуры: это субкультуры определенной ролевой игры, футбольных болельщиков, руфферов (прогулки по крышам), сталкеринга (посещение заброшенных зданий и территорий), диггеров (исследование подземелий), паркура (акробатика в пространстве города), экстремальных видов спорта.

  • Музыкальный стиль. Наличие собственного музыкального стиля является для субкультуры мощным объединяющим фактором, поскольку, во-первых, обеспечивает совместную деятельность — посещение концертов, прослушивание и исполнение музыки. Во-вторых, привлекает в субкультуру новых участников — поклонников музыкального стиля, что позволяет увеличивать число носителей субкультуры. В-третьих, дает повод для самовыражения.

Для Хиппи таким субкультурным стилем музыки является гитарный рок, для Панков — панк-рок, для Скинхедов — oi, для Растаманов — регги, для Готов — готический рок. Музыка субкультуры не обязательно должна ограничиваться одним стилем — это может быть просто круг любимых исполнителей (многие из них часто являются участниками субкультуры).

  • Политическая позиция. Данный объединяющий фактор актуален для политизированных групп.
  • Художественные произведения. Так, круг поклонников и подражателей возник вокруг романов писателя Джоан Роулинг о волшебнике Гарри Поттере.
  • Деятельность выдающегося человека может осознанно или невольно стать поводом для появления круга поклонников.

Помимо вышеперечисленных факторов, которые могут послужить основой для возникновения субкультуры, нужно также выделить элементы, формирующие уникальность конкретной субкультуры, ее форму и содержание. Это самоназвание, принятая и добровольно соблюдаемая система ценностей, обычаев и норм поведения, этики, имиджа, специфического языка общения (сленга).

Среди перечисленных, на мой взгляд, наиболее значимым элементом является система ценностей, например, одежда.

Так, молодежь, посещающая модные ночные клубы, носит подчеркнуто дорогую одежду – это правило поддерживается владельцами таких клубов, осуществляющих контроль допуска посетителей по внешнему виду (фейс-контроль). Юноши и девушки, ориентированные на контркультурность, напротив, предпочитают носить дешевую одежду или уже ношенную. Одежда субкультур, практикующих агрессивные акции часто спортивная — она не сковывает движений, утяжеляется предметами для драки (массивная обувь, ремни, цепи), несет на себе военную атрибутику. Одежда и аксессуары могут включать изображения, ценные для субкультуры — портреты знаковых личностей, тексты высказываний, элементы исторических стилей одежды.

История изучения вопроса о феномене молодежной  субкультуры

Ненормативное поведение молодых людей впервые стало объектом внимания учёных в США в 30-50 гг. XX века. Учёные-социологи, психологи, правоведы изучали возникновение и функционирование молодёжных банд в больших городах, в первую очередь Чикаго.

Как пишет ученая Людмила Сауленко, члены таких бандитских объединений живут в соответствии с собственными правилами и нормами, которые являются отклонением от базовой социально-культурной нормы. Именно к ним, этим объединениям, и было впервые применено понятие «субкультура». В этом случае субкультурой является такое сообщество, где нетипичное «асоциальное» поведение рассматривается как норма.

Субкультурой стали называть такую подсистему общества, которая не признается обществом в целом, в первую очередь государством.

Затем интерес к этому феномену перемещается в более широкую сферу гуманитарных интересов — сферу культурологии.

После второй мировой войны термин «молодёжная субкультура» вошёл в обиход социологов и стал употребляться не только применительно к преступным сообществам, но и ко всем социальным явлениям, связанным с молодёжью. В этот период отклонения от базовых норм и ценностей общества у молодёжи было незначительным и многие исследователи на этом основании отрицали существование понятия «молодёжная культура», аргументируя свою позицию тем, что в руках старшего поколения сосредоточены мощные средства влияния и контроля над образом жизни молодого поколения.

Но, правы оказались те, кто рассматривал молодежные субкультуры как начало нового внутрикультурного процесса. Производство доступных широкому кругу молодых потребителей «культурных продуктов» (поп-музыка, мода, игры и т.п.) привело к тому, что «тинейджерство» стало международным стилем-движением, производящим и потребляющим не только разнообразные виды моды и музыки.

Молодёжная субкультура постепенно изменилась. В 60-70 годах в ней возникли различные движения, которые связывались уже с общественно-политическими взглядами. Тогда и появился термин «конфликт поколений».

Отечественные социологи начали изучение феномена молодежной культуры значительно позже. Первые работы появились в нашей стране в середине 80-х гг. До этого в литературе, кино, музыке, живописи можно было увидеть образ молодого человека с точки зрения советской идеологии. Перед обществом ставилась задача показать моральное превосходство советского образа воспитания, которому было свойственно воспитание молодежи в духе кодекса строителя коммунизма.

Интерес к феномену молодежной культуры отечественными исследователями начал проявляться с начала так называемой «перестройки», когда были сняты запреты на проявления несанкционированной активности масс. Именно в период с 1985 по 1990 годы появилось огромное количество молодежных объединений как чисто политического, так и культурно-творческого плана. Появились Московская рок-лаборатория, Ленинградский, Рижский и Свердловский рок-клубы, творческое объединение «Митьков», художников-концептуалистов, объединение музыкантов «третьего направления», многочисленные самодеятельные театры-студии, в том числе театр В. Спесивцева на Красной Пресне, «На Юго-Западной», «У Никитских ворот» и другие.

В годы «перестройки» на улицах крупных городов России появились группы хиппи, кришнаитов, панков, люберов, байкеров и многих других. Окончательно оформились сообщества болельщиков футбольных клубов «Спартак», ЦСКА, «Динамо», «Зенит» и произошли их первые массовые столкновения. В ряде городов, в частности в Казани, возникло множество «моталок» — околокриминальных молодежных сообществ, терроризировавших местное население. Первые работы, посвященные феномену молодежной культуры, были написаны И.В. Бестужевым-Ладой, П. С. Гуревичем, Ю.Н. Давыдовым, Ю.А. Замошкиным, И. С. Коном, Г. С. Кнабе, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовским, В.Ф. Левичевой, КБ. Мяло, В.Б. Чурбановым, которых с полным основанием можно отнести к числу первооткрывателей нового для отечественной социологии научного направления.

В связи с существовавшем в то время повышенным уровнем преступности именно среди молодежи, многие исследователи изучали молодежные субкультуры с точки зрения отклонений в поведении от существовавших в обществе норм.

Это послужило основной причиной для начала изучения различных молодежных субкультур и их формирования в обществе. Например, исследование Д.В. Громова посвященное участникам уличных группировок 1960-х-1980-х годов, а так же С.А. Стивенсон, об участниках группировок в середине 2000-х.

Исследования были связаны с культурой «реальных пацанов» популярной среди российской молодежи. Оба автора выявили у представителей этих группировок интерес к насилию, дракам, оружию и различным тусовкам. Все это возвращает нас к тому, что в обществе молодежные объединения связывали прежде всего с контркультурностью.

Современные исследователи отделяют субкультуры от контркультур. Субкультуру можно назвать меньшей культурой в рамках общепринятой культуры, так как ее участники разделяют как взгляды общепринятой культуры, так и устанавливают идентичность в своей меньшей группе.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. Ее участники активны, часто бывают агрессивны, они бросают вызов обществу и так же устанавливают собственные нормы и правила.

Многие субкультуры приняли роль контркультур в попытках отвергнуть ценности поколения своих родителей. Например, хиппи стали контркультурой только присоединения к протестам против войны во Вьетнаме.

Интересно значение этого понятия раскрывают В.А Бобахо и С.И. Левикова в своем исследовании «Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений?». Они считают, что молодежная контркультура требует сознательного отказа от системы традиционных ценностей и замены их контрценностями – свободой самовыражения, личной причастностью к новому стилю жизни, полным доверием к спонтанным проявлениям чувств. Личность, предлагаемая и «проектируемая» контркультурой, именно потому враждебно противостоит всякому нравственному запрету и моральному авторитету, что в ее психике не сформировались механизмы ценностей нравственно-духовной ориентации в человеческом мире.

Одним из примеров противоречивых субкультур с признаками контркультурности является субкультура панков, которая была очень популярна и сформировала о себе негативное мнение в обществе.

Своим появлением панки обязаны одноименному музыкальному направлению – панк-року. Появился этот стиль музыки в 70-х годах прошлого века в Великобритании, США и Австралии. Этот стиль – своеобразный бунт против помпезности мейнстримного рока 1970-х

6 ноября 1975 года Лондонский колледж искусств потрясло выступление вызывающей панк-рок-группы. Это были «Sex Pistols». У них было то, что нужно для настоящего панк-рока: короткие, очень динамичные песни с резкими мелодиями и грубым вокалом, минимальным набором аппаратуры, а также социальными и политизированными текстами, направленными против политической элиты. Ее менеджером был Мальком Макларен, именно он придумал название группы. Малькома Макларена вполне можно считать отцом панк-культуры, а матерью – модного дизайнера Вивьен Вествуд, которая создала визуальный стиль группы Sex Pistols и всех панков в целом.

Вивьен Вествуд и менеджер Sex Pistols Малкольм Макларен, 1977 год
Фото: Michael Putland / Getty Images
Вивьен Вествуд и Сид Вишес.

В 1971 году Малкольм Макларен и Вивьен Вествуд совместно открыли в Лондоне модный бутик. Магазин изначально назывался «Let it Rock». Именно Вивьен Вествуд, которая, к слову, не имела швейного образования, придумала все основные элементы одежды и стиля панков.

Уже во второй половине 1970-х стиль панк признается миром моды, а в 1976 году на страницах журнала «Vogue» появляются материалы о модных коллекциях в стиле панк.

Идеология

Свобода – основа идеологии панков. Панк-субкультура выступает за реализацию человеческой свободы без какого-либо давления со стороны. Свобода слова — еще один важный момент для них. В своих песнях панки не стесняются в выражениях, используют нецензурную лексику, ведь право свободы слова гарантировано множеством законов по правам человека. Панк – это не только мода, но и идея, придающая смысл представителям этого течения. Многие считают это возрастным фактором, который пройдет после подросткового возраста, но это не всегда так. Истинный панк остается таким на всю жизнь.

Акции

Некоторые панки устраивают разные социальные акции. Например, популярна акция «Еда вместо бомб». Когда они раздают еду на улицах, всем, кто в ней нуждается. Так они привлекают внимание к проблемам милитаризма, бедности и голода. Есть практики защиты животных, борьбы с фашизмом, развитием проектов в защиту окружающей среды или борьбы с пьянством.

Вивьен Вествуд на акции против добычи газа методом фрекинга, который может привести к локальным землетрясениям и отравить источники воды
Фото: Zuma

Вивьен Вествуд на акции против добычи газа методом фрекинга, который может привести к локальным землетрясениям и отравить источники воды.

Для многих панк — это человек, стремящийся к независимости и индивидуализму. Его не волнует общество и потребности других людей. Для панков характерна анархия, нигилизм. Панк — это человек асоциальный, отрицающий любую культуру, не уважающий старшее поколение по принципу: «Если стар, значит, тебя уважают». Он всегда против любого порядка, власти.

Каждому молодому поколению свойственно отвергать установки старого. Именно поэтому многие взрослые люди выступают против поощрения возникновения новых молодежных субкультур.

Подведем итоги

  • Для возникновения субкультуры в обществе необходимо совпадения ряда формирующих факторов
  • Субкультуры могут связывать между собой не только молодых людей, но и взрослых
  • Подростки вступаются в неформальные группировки с целью самопознания. С помощью участия в различных субкультурах они хотят отделить себя от родителей, реализовать свои способности, экспериментировать, найти свой путь и признание в обществе.
  • Следует отличать понятие субкультуры и контркультуры.
0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны авторизоваться.
Загрузка...
Без рубрики

3 thoughts on “Борьба поколений: стоит ли препятствовать появлению молодежных субкультур?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *