ЖуркаМурка

«Ничего не понял, но очень интересно». Абсурд в пост-культуре поколения Z

Каждое новое поколение получает “в наследство” культуру, созданную поколением предыдущим. И постепенно оно меняет ее облик, привносит что-то уникальное, характерное именно для этого периода времени. Так главной чертой, определившей культуру поколения Z, стал… абсурд.

@Яндекс.Картинки

Кто такие «зумеры»?

Generation Z (Так же Поколение Z, Зумеры, Зеты) — термин, применяемый в мире для обозначения людей, родившихся с 1995 по 2012 годы. Поколение Z — первое поколение, полностью родившееся во времена глобализации и постмодернизма. Если их родители вступили в эру информационных технологий  в осмысленном возрасте, то Зумеры были рождены в ней. С малых лет они имели доступ к огромному количеству информации. Это стало и величайшим даром, и величайшим проклятием поколения. 

@Twitter

И мёд, и дёготь

Информационная среда, в которой выросли Зумеры, во многом повлияла на облик поколения. Можно выделить следующие черты, характерные для Зетов:

  • Заинтересованность в образовании. Зумеры очень хорошо понимают важность получения знаний и навыков. При этом представители поколения Z школам и университетам предпочитают онлайн-курсы или самоучители.
  • Высокая социальная ответственность. Молодежь куда больше озабочена социальными и экологическими проблемами, чем их родители. Яркий пример — молодые активисты вроде Греты Тунберг.
  • Толерантность. Зумеры считаются самым терпимым к чужой индивидуальности поколением из существующих.
  • Стремление к независимости. Большинство подростков не хотят “работать на дядю” и стремятся сделать хобби источником своего дохода. Также им не по душе нормированный рабочий график, работа в офисе и дресс-коды.
  • Креативность и эрудированность.  Эти важные качества в Зумерах развились благодаря ведению личных соцсетей, большому количество информации для запоминания и необходимости ориентироваться в стремительно меняющейся повестке дня.
@Яндекс.Картинки

Смотря на этот список кажется, что Зумеры – лучшее, что когда либо случалось с обществом. Но увы, это не так. Щедро наградившее их информационное поле, в котором они выросли, взамен забрало нечто очень важное, а именно — ментальное здоровье.

Согласно данным Национального Института Психического Здоровья (США) в 2017 году суицид являлся второй по популярности причиной смертей американцев в возрасте от 10 до 34 лет. 37% процентов подростков (больше чем представителей любого другого поколения!) хоть раз получали профессиональную помощь касательно ментальных проблем.

В России же  количество детских суицидов и попыток самоубийств за последние годы увеличилось на 35–37%. Это очень и очень тревожная статистика. И хотя Зумеры — самое толерантное и миролюбивое по своей природе поколение, нельзя не упомянуть и участившиеся случаи скулшутингов и скандалов с травлей. Так же тревожным знаком является и то, что в последние 10 лет значительно выросла популярность антистресс-игрушек (всем  хорошо знакомых спиннеров, поп-итов и фиджет кубов).

@The Economist

«Так сладок мед, что, наконец, и гадок. Избыток вкуса отбивает вкус»

Это цитата из Шекспира полностью описывает сложившуюся ситуацию. Подростки сейчас окружены большим количеством контента чем нужно, и это изобилие во-первых обесценивает его, а во-вторых отражается на психологическом благополучии. В 2003 году в информатике появился термин “информационное загрязнение“, обозначающий заполнение информационных ресурсов  противоречивой и малоценной информацией.

В сегодняшнем понимании информационное загрязнение – это поток хаотической и разрушительной информации, воздействующий на человека. Именно в условиях такого загрязнения и вынуждено жить нынешнее поколение. С понятием информационной загрязненности можно связать появление такой вещи как “баннерная слепота“. Это феномен, суть которого состоит в том, что пользователи на подсознательном уровне научились фильтровать поток входной информации и отсеивать ненужное.

@New York Times
Более ярким цветом отмечены области, на которых пользователи концентрировались сильнее всего

Это все, конечно, интересно, но при чем тут абсурд? А вот при чем.

На фоне глобального информационного профицита и как следствие обесценивания информации начался неизбежный экзистенциальный кризис. Мозг, живущий в постоянном состоянии “информационного запоя” требует дальнейшей стимуляции. Но то, что он получает, уже не удовлетворяет его. При долгом принятии лекарств у организма вырабатывается толерантность, и эффективность препаратов снижается. И чтобы снова вернуть ее к нужному значению, нужно увеличить дозу принимаемых лекарств. Так и с контентом.

Абсурд — это культура возведенная в абсолют, ее максимальная дозировка. Отсутствие смысла, низкосортный юмор, специфическое визуальное и аудио оформление, гиперболизированные эмоции — все, что раньше вызывало отторжение и считалось недостойным внимания, теперь стало главным трендом. Все начало работать от обратного, и это возымело громадный успех среди молодого поколения.

Так же причиной популярности абсурда является  его безопасность. Мы живем в очень тесном мире. И сейчас сложно сделать что-то, чтобы это не осталось незамеченным. Почти всегда найдется кто-то недовольный, от феминисток и различные меньшинств, до зоозащитников и приверженцев разных политических идеологий. Но кого может обидеть гавкошмыг? Никого. Такой юмор прост и нейтрален. Но что удивительно и немаловажно для культуры молодежи – он содержит в себе протест. Казалось бы, какой протест может быть в этой забавной собаке? А очень простой.

@Twitter

Как мы выяснили, большая проблема современной культуры — ее массовость. Но ведь отрицание общепринятого, стремление к уникальности — важный этап взросления. Как же достичь уникальности в мире, где уже все есть? Раньше протест выражался в субкультурах. Эмо, готы и панки повергали в культурный шок прохожих на улицах. Но теперь ты можешь быть почти любым и не встречать критики. Как тогда оставаться непонятым и загадочным? Ответ: работать от обратного. Человек всегда вкладывал в свои творения, будь то книга, фильм или идеология, особый смысл. Но так как все уже было создано и весь смысл уже где-то использовался, то чтобы создать что-то новое нужно… лишить это смысла.

Яркий пример — “Кривой домик”  архитекторов Шотинских и Залевского в Польше. В мире есть сотни шедевров классической архитектуры, которые бесполезно пытаться “переплюнуть”  в честном соревновании. Чтобы выделиться на их фоне пришлось забыть все правила и изменить самое представление о том, как должно выглядеть здание
@Wikipedia
А это невероятно знаковый для Зумеров музыкальный исполнитель — Алишер Моргенштерн со своей песней “Я съел деда” (никакого каннибализма). Название композиции является отсылкой на популярный в то время в сети мем. Собаку данного артиста кстати зовут (кто бы мог подумать) Гавкошмыгом
@Youtube

Оба арт-объекта не обременены смыслом и существуют только потому, что их создателям так захотелось. В целом же пути формирования абсурда довольно шаблонны. Наглядно рассмотреть их можно на примере мемов. Мем — это единица значимой для общества информации.  Мемом может быть любая идея, фраза, символ.  Но чаще всего по этим понимается картинка юмористического содержания.

Первый и самый популярный способ — визуальное искажение. И чем оно больше — тем лучше. Юмор в таком случае заключается исключительно в нелепости изображаемого.

@Twitter

Второй способ более сложный и заключается в смысловом искажении. Суть состоит в том, чтобы максимально извратить содержание оригинального объекта, при этом сохранив его узнаваемость. Ярким примером такого юмора стали так называемые “волчьи мемы”. Шутка в данном случае заключается в издевке над популярной в начале 2000 годов дворовой культурой, для которой были характерны “пацанские” цитаты, иллюстрируемые фотографиями волков.

@Twitter

Но самым интересным и сложным в создании является абсурд, который достигается путем переработки материала. Комический эффект в таком случае достигается путем объединения нескольких объектов в один конечный, максимально абстрактный и полный отсылок продукт.

исходник_1 + исходник_2 = новый, оригинальный мем, который в свою очередь послужит исходным материалом для дальнейшей переработки
@Яндекс.Картинки

Отдельно стоит отметить недавно появившийся формат творчества — Мэшап. Это неоригинальное музыкальное произведение, состоящее из нескольких оригинальных композиций.  Что было бы, если бы Иван Дорн и Дора записали фит? Пофантазировать на эту темы позволяет формат мешапа. Для его создания используется та же формула, что и при создании юмора абсурда (объединение чего-либо уже существующего с целью получения нового). Мэшапом можно называть и фото/видеомонтаж.  Такой тип творчества сполна раскрывает главную идею посткультуры — переработка и переосмысление уже созданного.

Примеры мэшапа и монтажа в интернет-творчестве
@Яндекс.Картинки

Кукла куклы

Зеты — это поколение, выросшее в условиях перенасыщения контентом. Это повлекло за собой изменения в их мировосприятии, причем как положительные, так и отрицательные. Креативность и ответственность, свойственные поколению Z, достались им в связке с эмоциональной неустойчивостью и сбитыми приоритетами. Зумерам недостаточно того, что они имеют, но лишенные возможности создать что-то по-настоящему новое они вынуждены лишь изменять существующее. Суть их культуры — это переосмысление прошлого и создание его интерпретаций. Яркий пример — анекдот про “мужика и шляпу”. Он не содержит в себе юмора, а весь смысл заключается в том, что это шутка над самими шутками, пародия на культуру прошлого.

Для многих абсурд является не только средством развлечения, но и служит своеобразным щитом. Зачастую за насмешками кроется чувство тревожности, неудовлетворение собой, окружающими людьми, да и всем внешним миром, которые Зетам подарило агрессивное информационное поле. Зеты — совершенно точно способны на многое и определенно сделают планету и общество лучше. Но чтобы достичь этого, прежде всего им нужно найти место в уже существующем строе и обрести гармонию.

— Что это такое — постмодернизм? — подозрительно спросил Стёпа.

— Это когда ты делаешь куклу куклы. И сам при этом кукла.

                                                                                         Виктор Пелевин

1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны авторизоваться.
Загрузка...
Без рубрики

4 thoughts on “«Ничего не понял, но очень интересно». Абсурд в пост-культуре поколения Z

  1. Nonetheless, before choosing the right selection, it’s necessary you know about the game well.

  2. Für den Fall Sie die Mobil beitreten Casino dann
    haben den Anspruch bis Sonder Promotionen kunden gebaut Insbesondere für tragbare Menschen.

  3. Great website! I am loving it!! Will be back later to read some more. I am taking your feeds also

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *