ЖуркаМурка

Как нас программируют с помощью мультипликации?

Многим вчерашним школьникам знаком тот мандраж, с которым они бежали после уроков к экранам телевизоров. Несколько нажатий на пульт позволяли на какое-то время забыть о домашних заданиях и сменной обуви за просмотром мультфильмов. Вымышленный мир по ту сторону экрана (пускай, более плоского, с лучшим разрешением) не перестаёт привлекать детей и сегодня. Вместо детских телеканалов молодые люди предпочитают смотреть мультфильмы на просторах YouTube и онлайн-кинотеатров, но по-прежнему с нетерпением ждут выхода новых серий и ассоциируют себя с героями. Дети неосознанно попадают под влияние выдуманных образов и историй вне зависимости от качества анимации, страны производителя или года выпуска, что может значительно сказаться на их поведении, восприятии себя и мира. Существуют определённые тенденции воздействия мультиков на юного зрителя, которые неразрывно связаны с развитием медиа-индустрии и общества в целом.

Мы попробовали разобраться в том, как сегодняшние анимационные фильмы и сериалы влияют на становление личности ребёнка и чем они отличаются от мультиков 2000-х — 2010-х.

Остановите Землю — эфир идёт

Всего 10-15 лет назад новинки мультипликации в России были доступны лишь в эфирном вещании телеканалов и на больших экранах кинотеатров. Вариантов «поставить на паузу» или «посмотреть позже» для юного зрителя, желающего увидеть последнюю серию, не существовало. Поэтому большинство детей и подростков тогда довольствовались просмотром мультфильмов, которые транслировали по телевидению в дневное время на телеканалах: «2×2», «Jetix», «СТС» и «ТНТ». Их вещание нельзя было назвать однообразным, однако широкого выбора анимации в 2000-х — начале 2010-х ещё не было. Важно, что тогда отечественная мультипликация не была востребована: телеканалы, направленные на детскую аудиторию вещали преимущественно продукты американского, канадского и испанского производства.

Jetix — лидер среди детских телеканалов России в 2000-х

источник:
Источник:https://www.youtube.com/watch?v=Typ96585aBc

В 2005 году на просторах российского телевидения появился международный канал «Jetix», контент которого состоял из мультсериалов для юношеского возраста. Важно уточнить, что он имел статус переходного телеканала — компания «Disney», владеющая им, была не готова в начале 2000-х выйти на российский рынок под собственным логотипом, поэтому создала канал с похожей тематикой, чтобы проанализировать спрос. Это объясняет контент «Jetix», который состоял из мультфильмов, рассчитанных на разного зрителя. Вещание телеканала делилось на блоки «Jetix play» — для детей помладше, и «Jetix max» — рассчитанный на более взрослую аудиторию. Однако юный зритель без контроля родителей мог увидеть мультфильмы, не предназначенные для его возраста, а возрастного рейтинга до 2012 года в России не существовало, отчего просмотр не всегда оказывал благоприятное влияние.

Вспомним особенно яркие анимационные сериалы телеканала и попробуем выяснить, как они могли воздействовать на детей.

«Что с Энди?» 

Канадский мультипликационный сериал о жизни школьника Энди Ларкина в городе Ист-Гекл. Сюжет «Что с Энди?» завязан на изобретательных шутках главного героя, которые направлены на осмеяние не только членов семьи и одноклассников Ларкина, но и высокопоставленных людей: учителей, полицейских и мэра города. Энди считает розыгрыши своим призванием, превращая любое скучное мероприятие в шоу и выставляя всех в невыгодном свете. Герой не ищет признания у окружающих, но старается завоевать внимание девушки Лори, к которой испытывает чувства. У Энди есть единомышленник — друг Дэнни, который разбирается в техническом оснащении розыгрышей и помогает Ларкину быстро достать любое оборудование. Друзья явно противопоставляются второстепенным героям мультфильма, образы которых изображены гипертрофированными: привлекательный, но недалёкий спортсмен Крейг, популярная и вредная старшая сестра Джен, зазнавшийся сын богатых родителей Джарвис, некомпетентные полицейские и излишне строгий директор школы. На фоне окружающих, Энди предстаёт в выгодном свете, а его розыгрыши выглядят смешными. Однако в финале каждой шутки они разоблачают и наказывают героя, явно не разделяя его юмора. 

После просмотра этого мультфильма становится ясно, что он предназначен для подростковой аудитории, однако «Что с Энди?» не входил в блок вещания «Jetix max». Анимационный сериал мог пробудить во впечатлительном юном зрителе тягу к оригинальным розыгрышам и шуткам, развить креативное мышление и в то же время навязать ограниченное представление о поведении в коллективе — главный герой не пытается общаться с одноклассниками, а лишь шутит над ними. Вдохновляясь образом Энди, молодые люди могут начать копировать его отстраненность от сверстников и пренебрежительное отношение к учителям. Однако в то же время мультфильм показывает, что шутки и розыгрыши не остаются безнаказанными — в финале каждого эпизода зритель смеётся уже не над второстепенными персонажами, а над разоблаченным «королём приколов» Ларкиным, что прививает юному зрителю чувство справедливости и самоиронию.

«Totally spies!»/ «Супер шпионки»

Мультсериал франко-канадского производства о трёх подругах-шпионках из Беверли Хиллз, которые тайно борются с мировой преступностью под началом  организации по защите людей WOOHP. В каждом эпизоде героини сталкиваются с новым злодеем и такими простыми подростковыми проблемами, как влюблённость, ссоры с родителями и выбор одежды. Сэм, Алекс и Кловер на заданиях попадают в разные точки мира, получают «супер-шпионские» гаджеты, носят латексные костюмы и сообща устраняют преступность. Каждая героиня воплощает в себе определённые качества, отличающие её: Кловер — стереотипная легкомысленная блондинка, предпочитающая шоппинг и парней учёбе, Алекс — жизнерадостная и неунывающая спортсменка, Сэм — самая серьёзная и взвешенная из подруг. Однако именно командная работа приводит троицу к успеху в шпионских операциях — девушки дополняют друг друга, применяя свои таланты в работе под прикрытием и в боевых действиях. Подруги в финале каждой серии одерживают верх в борьбе со злом и преодолевают трудности в обыденной жизни.

Мультсериал «Totally spies!» выделяется на фоне остальной анимации 2000-х — несмотря на описание приключений персонажей женского пола, он был интересен как девочкам, так и мальчикам. Захватывающие расследования преступлений, атрибутика супергероев в виде сверх технологичных гаджетов (реактивных ранцев, фенов-торнадо и телефонов-пудрениц) совмещаются с изображением гламурной жизни подруг в Лос-Анджелесе и романтическими линиями. 

«Totally spies!», как и другие мультфильмы, показывающие жизнь идеализированной, привлекает юного зрителя красивой картинкой, интересным сюжетом, развязка которого всегда оказывается благополучной. Однако ложные установки о том, что добро всегда побеждает зло, могут помешать ребёнку приспособиться к реальности. Также отрицательное влияние на психику молодых людей способны оказать стереотипные образы героинь: например, увлечённая модой Кловер получает гораздо больше внимания мужского пола, чем более амбициозные Алекс и Сэм. Понимание того, что легкомысленные девочки куда привлекательнее спортсменок и умниц, с взрослением приводит юных зрительниц отнюдь не к успеху в личной жизни. А второстепенный персонаж — вредная одноклассница девочек Мэнди — изображена более негативно, чем любой из преступников, с которыми сражаются шпионки: она старается унизить и высмеять троицу в каждой серии. Особенно впечатлительные девочки после просмотра этого мультсериала могут начать бояться одноклассниц, сторониться коллектива, мечтая о фантастических приключениях, которые куда интереснее, чем общение и учёба с жестокими школьницами. Однако нельзя упустить важную тему, которая поднимается на протяжении всего мультсериала — важность дружбы. Героини проходят через все испытания, лишь когда объединяют усилия и забывают о разногласиях.

Реалистичность, универсальность, доступность 

Сегодня никого не удивишь возможностью посмотреть новинки мультипликации в день премьеры через онлайн-кинотеатр с любого устройства вне зависимости от времени и места. Детские телеканалы выходят за рамки телевидения, распространяя вещание на разные интернет-платформы: официальные сайты и приложения, YouTube. Немаловажной тенденцией развития мультипликации сейчас является универсальность — создатели всё реже ориентируется на зрителя определенного пола, делая ставку на оригинальность и новаторство концепции. Однако вместе с тем разграничение анимационных фильмов и сериалов по возрастному рейтингу становится всё более строгим: многие платформы и сервисы предлагают детские тарифы и подборки, например, Ivi. А с появлением антологии «Любовь, смерть и роботы» от Netflix планка визуального качества мультипликации поднялась до использования не только 3D анимации, но и CGI-технологий.

«Леди Баг и Супер-Кот»

Французско-корейский анимационный сериал о жизни подростков в Париже, который транслируется в России на канале Disney. В центре сюжета одноклассники Маринетт и Эдриан (Леди Баг и Супер-Кот), избранные спасать город от зла с помощью супер-способностей. Однако навыки героев эффективны, лишь когда они работают в тандеме. Так, сила созидания Леди Баг, которую она черпает из сережек, дополняет силу разрушения Супер-Кота, заключенная в его кольце. Зло в мультсериале представляет другой обладатель волшебного артефакта — Бражник, мечтающий о безграничной власти, которую он может обрести, заполучив талисманы противников. Помимо конфликта добра со злом в мультсериале присутствует необычная любовная интрига: герои не могут раскрыть свои личности, а потому не понимают, что нравятся друг другу. Эдриан влюблён в героическое альтер-эго Маринетт, а девушка испытывает чувства к однокласснику, отвергая ухаживания супер-напарника.

Анимация сериала совместного производства Франции и Южной Кореи заслуживает особого внимания: создатели оптимально совместили 3D- и 2D-графику. Картинка выглядит не только привлекательной, но и натуральной. 

Аудитория у «Леди Баг и Супер-Кота» разнообразная: несмотря на рейтинг 6+, его смотрят и более взрослые зрители. Возможно, причиной послужила продолжительность выпуска мультсериала — он выходит с 2015 года по сегодняшний день. Многие зрители растут вместе с героями, надеясь на счастливую развязку любовной линии. Однако создатели за 3 сезона не только не позволяют Маринетт и Эдриану воссоединиться, но и играют на чувствах фанатов, показывая их возможные отношения.

К сожалению, привычная концепция мультсериала о непобедимых супер-героях подростках транслирует юным зрителям идеализированное представление о реальности. Из серии в серию Леди Баг и Супер-Кот побеждают Бражника и спасают город. Интересно, что главный злодей изображен не глупым и смешным, но в сравнении с положительными героями  абсолютно не предприимчивым. Леди Баг и Супер-Кот во время сражения проявляют изобретательность и находчивость, тогда как Бражник действует, исходя из поговорки «попытка — не пытка». Злодей не только не побеждает, но и не проявляет рвения в борьбе за так необходимое ему могущество. Впечатлительный ребёнок, проникнувшись философией мультсериала, может решить для себя, что быть хорошим достаточно для того, чтобы преодолеть любые жизненные преграды. Однако важно обратить внимание на отличительную черту вселенной «Леди Баг и Супер-Кот» — неоднозначного злодея. По сравнению с другими антагонистами из детских мультсериалов Бражник помимо отрицательных эмоций вызывает сострадание: зритель понимает, что злодеем его сделала непростая жизнь, горе потери. Противоречивые образы с детства закладывают ребёнку необходимое понимание о том, что нельзя делить всё на белое и чёрное. Стоит упомянуть и о важной идее мультсериала, скрытой за супер-геройской «обёрткой»: необходимо не позволять негативным эмоциям одержать верх над разумом. Создатели в каждом эпизоде доказывают зрителю, что злодеями людей делают именно страх, гнев и обида: подверженные негативными эмоциями становятся мишенью для Бражника — он превращает их в злодеев с помощью бабочек-демонов. 

«Головоломка»

Американский полнометражный 3D-мультфильм производства Pixar и Disney. Дословный перевод анимационной картины — «наизнанку» — ярко характеризует не только сюжет, но и новаторскую идею мультфильма. Создатели показали взросление человека и становление его личности изнутри: с её взлётами и падениями, печалью и радостью, разрушением старых «островов» системы ценностей и появлением новых. Основные действия разворачиваются в голове одиннадцатилетней Райли, которой предстоит переезд из родной Миннесоты в незнакомый Сан-Франциско. Главными героями «Головоломки» выступают эмоции девочки: основные — Радость, Печаль и второстепенные — Гнев, Страх, Отвращение. Они живут в центре сознания Райли, где ежедневно руководят её поступками, помогая справляться с проблемами. В мультфильме наглядно показано, как формируется характер и сознание человека, благодаря воспоминаниям и эмоциям, с которыми они связаны. Так, неунывающая Радость противостоит Печали, которая пытается изменить эмоциональную окраску воспоминаний девочки о жизни в Миннесоте. Из-за конфликта герои попадают в долговременную память вместе с ключевыми воспоминаниями девочки, а её сознание претерпевает разрушительные изменения. Печаль и Радость стараются найти обратную дорогу, путешествуя через весь мозг Райли. По пути они встречают её воображаемого друга из детства, проходят через абстрактное мышление, воображение, сны и подсознательные страхи, преодолевая трудности. 

Мультфильм получил одобрение критиков и множество наград, в том числе «Оскар» и «Золотой глобус» 2016. «Головоломку» оценили не только за качественную анимацию совместной работы Disney и Pixar, но и за её глубину: просветительские идеи совмещаются вместе с иронией в изображении «жителей» сознания. Совсем юный зритель(рейтинг мультфильма 6+) повеселится, наблюдая за унынием Печали, с удовольствием проследит за увлекательным путешествием героев, а дети постарше и совсем взрослые проникнутся посылом анимационного фильма — невозможно только радоваться, а грустить в переломный период жизни иногда необходимо. Интересно, что мультфильм показывает «изнутри» не только взросление, но и сознание зрелых людей. Мать и отец Райли так же, как и дочь, показаны разносторонне: они тоже мечтают, устают и злятся, но не перестают от этого быть любящими супругами и родителями. Так, юный зритель понимает, что взрослые не сильно отличаются от детей и подростков.

В чём же отличие?

Создатели мультипликационных фильмов и сериалов и сегодня прибегают к идеализации положительных героев, иронии в изображении отрицательных персонажей. Однако всё чаще детская анимация становится интересной не только юному зрителю, но и подростку, взрослому — авторы стараются донести более глубокие и важные идеи, актуальные для каждого возраста. 

Влияние мультипликации на восприятие детьми реальности, формирование ценностей и интересов ребенка становится более деликатным: главное зло часто воплощается в человеческих пороках, которые могут быть даже у положительных персонажей, отрицательные герои вызывают неоднозначные эмоции, а шаблонные образы постепенно уходят в прошлое. Из-за развития сетевых и цифровых технологий дети проводят у экранов за просмотром анимации гораздо больше времени, чем 10-15 лет назад, а потому их воздействие становится ощутимее. Однако с появлением возрастных рейтингов, детских интернет-сервисов и опций родители могут уделять больше внимания тому, что смотрит ребенок, положительно влиять на становление его психики.

Главное условие здоровых отношений с мультипликацией — развиваться не только за просмотром мультфильмов, но и вне его.

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны авторизоваться.
Загрузка...
Без рубрики, Культпросвет, Материалы, Спокойно

24 thoughts on “Как нас программируют с помощью мультипликации?

  1. This is very interesting, You are a very skilled blogger.
    I’ve joined your feed and look forward to seeking more of your fantastic post.
    Also, I have shared your website in my social networks!

  2. I every time spent my half an hour to read this website’s articles all the time along
    with a mug of coffee.

  3. whoah this blog is wonderful i like studying
    your articles. Stay up the great work! You already know, lots of individuals are looking round for this information, you could
    help them greatly.

  4. Awesome blog you have here but I was wanting to know if you knew
    of any user discussion forums that cover the same topics discussed here?
    I’d really love to be a part of online community where I can get comments from other experienced people that share the same interest.
    If you have any recommendations, please let me know.
    Thanks!

  5. Hello, Neat post. There’s an issue together with your site
    in internet explorer, would test this? IE still is the marketplace
    leader and a good element of folks will miss
    your wonderful writing because of this problem.

  6. What’s up i am kavin, its my first time to commenting anywhere, when i read
    this paragraph i thought i could also make comment due to this sensible piece of writing.

  7. Thanks for some other informative blog. The place else may I get that type of info
    written in such a perfect approach? I have a project that I’m simply now running on, and I have been at the glance out for such info.

  8. Magnificent beat ! I wish to apprentice whilst you amend your site, how can i subscribe
    for a blog site? The account aided me a applicable deal.
    I have been a little bit acquainted of this your broadcast provided vivid transparent concept

  9. Great blog you have got here.. It’s difficult
    to find excellent writing like yours these days. I truly appreciate people like you!
    Take care!!

  10. I’m extremely pleased to discover this great site.
    I wanted to thank you for your time due to this wonderful read!!
    I definitely appreciated every little bit of
    it and I have you saved as a favorite to look at new things in your
    site.

  11. I think what you posted made a great deal of sense.
    However, what about this? what if you added a little information? I mean, I don’t wish to tell you
    how to run your blog, however suppose you added
    something to maybe grab folk’s attention? I mean Как
    нас программируют с помощью мультипликации?
    — ЖуркаМурка is kinda plain. You might peek at Yahoo’s
    home page and note how they create post titles to get viewers interested.
    You might add a video or a picture or two to grab readers excited about
    what you’ve got to say. In my opinion, it might make your blog a little livelier.

  12. Today, I went to the beach with my kids. I found a sea shell and gave it to my 4 year old daughter and said «You can hear the ocean if you put this to your ear.» She put the shell to her ear and screamed. There was a hermit crab inside and it pinched her ear. She never wants to go back! LoL I know this is completely off topic but I had to tell someone!

  13. Hello there, I discovered your web site by way of Google whilst looking
    for a similar matter, your site got here up, it
    seems good. I’ve bookmarked it in my google bookmarks.

    Hi there, just become alert to your blog through Google, and found that it is really informative.
    I am going to be careful for brussels. I’ll be grateful if you continue this
    in future. Lots of folks shall be benefited from your writing.
    Cheers!

  14. Great beat ! I would like to apprentice while you amend your web site, how can i subscribe for
    a blog website? The account helped me a acceptable deal.

    I had been a little bit acquainted of this
    your broadcast provided bright clear idea

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *