Как они создавались и почему зрители до сих пор их любят?
Пару слов о цензуре
Кажется, говорить о советском кино без упоминания цензуры нельзя. Здесь важно провести черту между фильмами, снятыми в эпоху застоя и во времена хрущёвской оттепели.
1955-1965 годы – это «фонтан» новых идей, завуалированных смыслов и дух свободы, царящий в обществе. И всё же после развенчания культа личности Сталина цензура Госкино никуда не делась. Под её дудку «плясали» великие режиссёры: Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Элем Климов, Марлен Хуциев, Андрей Тарковский. Фильм «Застава Ильича» о судьбе молодого поколения в СССР была сильно отредактирована по приказу цензоров. Никита Хрущёв отзывался о картине так:
«Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодёжи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развёрнутого строительства коммунизма, освещённое идеями Программы Коммунистической партии!»
1965-1985 годы представили зрителю талантливых режиссёров, имена которых ассоциируются с культовым советским кино. Цензура в период брежневского застоя старалась вырезать всё, что не подходило под идеологию государства. Поиздевались над фильмом Тарковского «Андрей Рублёв», заставив режиссёра сменить даже название (прежнее – «Страсти по Андрею»). Картине Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» было выставлено около сорока цензурных замечаний. А «Белое солнце пустыни» Владимира Мотыля лишь по случайности попало в прокат, изначально пылясь в архивах.
Что хотел сказать автор?
Кино СССР можно по праву назвать разношёрстным, неоднозначным, но всё же любимым, ламповым и даже нежным. Комедии здесь затрагивают тяжелые жизненные проблемы советского человека, а в драмах можно найти смешные эпизоды.
При словах «советская комедия» на ум приходят картины Гайдая, Меньшова, Рязанова, Рубашевского или Бирмана. Кстати, именно этот жанр – любимейший среди зрителей того времени. «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница» и «Свадьба в Малиновке» имеют самые большие кассовые сборы за всю историю советского союза. Во многих «смешных» фильмах сквозит грустная ирония или почти откровенная сатира на происходящее в стране. Фильмография Эльдара Рязанова наполнена двусмысленными кинокартинами. В сатирической «Забытой мелодии для флейты» рассказывается о жизни простого чиновника, которого в финале жизни (и фильма) ждёт божественный суд. Гайдай же вклинивал в свои комедии отсылки на Брежнева и Ленина.
В сердце. Глубоко. Навсегда.
Смешные, немного грустные и иногда даже неловкие герои киноплёнки. Похожие друг на друга декорации, «перебегающие» из фильма в фильм, которые зритель того времени мог найти и у себя дома. Нередко надуманные ситуации и сюжет, который строится на допущениях. На этом строились многие фильмы СССР: нежные «Москва слезам не верит» и «Любовь и голуби», яркие «Кавказская пленница» и «Приключения Шурика», необычные «Солярис» и «Кин-дза-дза». Даже популярные актёры СССР – отражение эпохи. Немного нелепые Никулин и Вицин покорили сердца миллионов зрителей.
Были и другие картины – военные, душераздирающие и особенно «западающие» в душу. В фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» смерти девушек – лишь маленькая часть жестокости и несправедливости фронта. Зритель понимает это по финальной сцене картины: в ней голос диктора спокойно рассказывает о сражениях местного значения. А перед зрителем только что развернулась настоящая трагедия. «В бой идут одни старики» показывает человеческое лицо во время войны и даже включает в себя смешные эпизоды. А «Горячий снег» показывает цену Сталинградского сражения, которое изменило исход войны.
Главное в советском кино – искренность, с которой талантливые авторы и актёры подходили к созданию произведений. Желание создателей кинокартин творить, жить свободно и мирно, кажется, переходит и к нам после просмотра фильмов этого неспокойного времени.
Impresionante publicación. Gracias por compartir un contenido tan increíble.