Перед каждым начинающим журналистом стоит вопрос: где практиковаться? Помочь в этом могут местные издания, интернет-СМИ или… школьная газета. А если её нет? Можно создать самим! А вот на данном моменте могут возникнуть вопросы и сомнения, ведь это так сложно — приступать к созданию чего-то нового. В своём лицее мы вместе с другими ребятами решили начать выпуск газеты. Как оказалось, раньше у нас уже была газета «Школьный вестник», и я решила узнать немного о ней, а заодно посоветоваться с её создателями.
На вопросы отвечает Гульнара Ренатовна Гильмиахметова, главный редактор газеты «Школьный вестник».
В какой промежуток времени существовала газета?
— Газета выпускалась с 2003 по 2016 год в разных форматах. Сначала она печаталась на листах А4, позднее выпускалась в электронном варианте.
Как часто и в каком объёме выпускалась газета?
— Выпуски издавались ежемесячно, количество страниц зависело от того, насколько насыщенным оказался прошедший месяц. Когда газета печаталась, в каждый класс отдавался экземпляр.
Какие рубрики были в газете?
— Публиковались статьи о различных мероприятиях школьной жизни, интересные сочинения, рассказы и стихи учеников, была рубрика с забавными цитатами преподавателей, интервью учителей к юбилеям. Писали также о смешных моментах с уроков, предпочтениях школьников, знаменитых выпускниках, истории лицея.
Какие темы нравились больше всего?
— Школьникам больше нравились юмористичные заметки, а учителям — интервью.
Сколько человек было причастно к выпуску газеты?
— Писали ребята из кружка «Юный журналист», был один ученик, занимающийся итоговым выпуском и двое учителей. Один из них помогал с редактурой, а другой с техническими вопросами.
Участвовали ли вы в каких-либо конкурсах для издателей?
— В первый же год появления нашей газеты, ребята из кружка заняли призовое место на региональном конкурсе «Крит», также участвовали в иных соревнованиях. После этих вопросов мы попробовали выявить, какие положительные стороны можно выделить в выпуске газеты и с какими трудностями нам предстоит столкнуться.
Плюсы
- Профориентационная составляющая. Ребята пробуют себя в написании текстов, редактуре, композиции. Это возможность «прикоснуться» к СМИ в стенах родной школы.
- Альманах школы. Во время написания газеты фиксируются различные интересные события из жизни учебного заведения, впоследствии интересные для истории.
- Распространение информации. Дети и учителя узнают об активностях, возможностях, событиях
- Коммуникационная функция. Ребята находят инфоповод в газетах, это помогает их социализации. Ученики, создающие газету, учатся находить компромиссы, общаться, работать в команде.
- Газета — место обмена мнениями. Ученики понимают, чего хотят учителя, а они узнают об интересах школьников.
Минусы
- Критика. Читающим может не понравиться материал по разным причинам — из-за содержания или ошибок в текстах, поэтому важно производить качественную редактуру и прислушиваться к пожеланиям аудитории.
- Темы исчерпывают себя. Не все рубрики вечны, необходим их регулярный пересмотр.
- Время. Сбор материала, его обработка и редактура занимают большое количество времени, которого всегда мало как у старшеклассников, так и у учителей.
Рекомендации: как начать работу школьной газеты?
- Собрать команду единомышленников из учеников и учителей с отличающимся друг от друга мышлением для разностороннего подхода к работе.
- Научить школьников базовым моментам — работе с текстом, техникой и людьми.
- Распределить ребят на отделы (корреспонденты, верстальщики, дизайнеры и пр.).
- Найти актуальные темы — экзамены, праздники, конкурсы и др.
- Определиться с форматом выпуска.
- Начать работу с самоотверженным удовольствием!
Организация работы и сама деятельность школьной газеты — настоящий труд, требующий большого количества усилий и времени. Не в каждой школе возможно создать подобное СМИ, но попробовать в любом случае стоит, ведь школьная газета помогает раскрыть множество молодых талантов и даёт столь необходимую практику для тех, кто в будущем хочет пойти учиться на журналистов.