ЖуркаМурка

Призёрство ВсОШ – миф или реальность? Интервью с олимпиадником

Беззаботное лето подходит к концу, на пятки будущим выпускникам наступает школьная пора, а значит – подготовка к  ДВИ и ЕГЭ. Холодок пробегает по коже? Не бойся, для тебя есть альтернативный вариант – олимпиады!

Думаю, все школьники слышали о таинственных муниципах, регионах и заклах. Но подробной информации, как ни старайся, не найдешь. Я предлагаю вам узнать о ВсОШ подробнее из эксклюзивного интервью с победительницей регионального этапа 2020 по литературе – Вероникой Солнцевой. 

1. В большинстве своем выпускники ищут способ обойти ЕГЭ. Одним из самых известных вариантов является ВсОШ. Как ты считаешь, стоит ли в 10-11 классе делать упор именно на олимпиаду?

С моей точки зрения, олимпиада  – это действенный способ испытать свои знания, проверить свои компетенции по профильному предмету. Ведь, когда ты пишешь Всеросс, достаточно взять 1 диплом по профильному предмету – и можно не сдавать экзаменов, кроме базовых, предусмотренных законодательством. Минпрос обязывает нас сдавать русский язык и математику.

Когда ты пишешь ЕГЭ, зачастую приходится сдавать от 3 предметов. При этом у тебя идет профильная математика и 1 по выбору, либо 2, что чаще. И доходит до того, что абитуриенты сдают 3-4 предмета по выбору на профиль. Это происходит из-за того, что у них не сформировалось представление о желаемой сфере работы. При этом у них есть профильный предмет. Например, литература, как у меня. И на разные направления и факультеты требуется сдача разных дополнительных предметов к нему, таких как английский и обществознание. Именно поэтому многие ребята вполне обоснованно предпочитают олимпиаду экзаменам и готовятся преимущественно к ней в течение старших классов.

На мой взгляд, стоит делать на нее упор только в том случае, если к 10 классу вы чувствуете достаточный уровень знаний. В общем-то, компетенции должны быть гораздо большего объема, чем знания ЕГЭ на 100. Профильный предмет должен быть изучен действительно глубоко. Не только зазубренные определенные правила. И именно поэтому в начале 10 класса делать упор на олимпиады я рекомендую ребятам, которые уже имеют хорошую олимпиадную базу или готовы к работе над этим. Им не страшно будет пожертвовать школой в пользу олимпиад. Например, уйти на свободное или заочное посещение. Только ребята, которые настроены на победу морально и готовы к вложениям в олимпиадную карьеру, смогут добиться успеха при подготовке к ней не с самых азов, а начиная именно со старших классов.

Фото из личного архива Вероники

2. Расскажи, пожалуйста, как и почему ты пришла в эту сферу?

Об олимпиадах как о факте я узнала с очень раннего возраста, потому что я росла и продолжаю расти в научной семье с той разницей, что профильными предметами для моих родителей и бабушки с дедушкой являются точные науки. Но о своем опыте участия в олимпиадах родители рассказывали мне с детства, и это в какой-то степени сформировало во мне боевой дух и желание поучаствовать в них. В начальной школе я принимала участие в школьных этапах по русскому языку и математике. А со средней школы стало возможным выходить на муниципальные этапы. В 5 классе я пришла заниматься к замечательной женщине, педагогу с очень большим стажем, в том числе стажем подготовки олимпиадников. Она и привила мне  любовь к литературе за короткое время. Дело в том, что в начальной школе преподаватель не отличалась большой компетентностью в сфере русского языка и литературы. В 8 классе Московская область пригласила всех восьмиклассников-абсолютов по муниципалитетам поучаствовать в пробном региональном этапе. Я стала абсолютом и этого этапа. Мне было приятно такое достижение. А летом маме и в школу позвонили и пригласили меня на олимпиадную выездную сборной МО, где я была самой юной участницей. Остальные ребята были с 9 по 11 класс. Я чувствовала себя угнетенно, мы получали много домашних заданий, старшие тренеры на парах, как мне казалось, нелестно отзывались о моих знаниях. Но при этом мне часто говорили, что мои мысли очень самобытны. Все понимали, насколько сильно я продвинулась в литературе благодаря моей школьной учительнице к своему 8 классу. После этого я ездила на ряд других сборов. Но 9 класс прошел менее активно. Хотя именно с этого момента я загорелась желанием развиваться в этой сфере.

3. Все мы понимаем, что олимпиада – совсем иной формат относительно ЕГЭ. Возможно ли дойти до заключительного этапа без особой подготовки?         

Отвечая на вопрос прямо, да. И таких случаев немало. Отвечая на вопрос более подробно, по моему профильному предмету, так, скорее всего, не происходит.

У меня очень много знакомых ребят, так называемых «олимпиадников мультипрофиля».  Ребят, которые проходили на заключительный этап не только по предмету, к которому они готовятся 24/7, но и на какой-то другой, косвенно связанный с их профилем.  Как это работает? Довольно часто ребята-литераторы могут по-приколу выиграть МХК. Иногда бывает, что ребята-химики отказываются в достаточной мере сведущими в биологии, чтобы стать еще и олимпиадниками-биологами.  НО! Не будет такого, что вы сидите спокойно и ждете, когда же у вас в руках окажется заветный диплом с красной корочкой по профильному предмету, а в конце года он будет у вас.

Каждый день нужно узнавать для себя что-то новое, даже самый маленький объем  информации (от каких-то фундаментальных научных знаний до простых интересных фактов, чего-то смешного). Есть же эти шутки: «Выучил историю по мемам, пришел на регион, прошел на закл». Действительно, хорошие шутки по профильному предмету очень здорово могут помочь в подготовке, никто не спорит. Но вряд ли вы окажетесь сильнее, чем ребята, которые каждый день возвращаются к любимому предмету, если будете думать, что все и так сложится лучшим образом. Не скрою, процент «удачи»  играет на олимпиадах очень важную роль, особенно если мы берем гуманитарные дисциплины, к какой, например, относится моя. В любой работе, где есть обширный письменный тур, или несколько, повышается роль субъективности проверяющего. При этом не стоит забывать, что чем больше вы готовитесь, тем больше вы уничтожаете этот «процент случая» для себя.  

Фото из личного архива Вероники

4. Раз речь зашла о подготовке, для многих вопрос цены является решающим. Возможно ли подготовиться хорошо без особых вложений?

Да, без особых вложений подготовиться возможно. У меня есть 2 формулы хорошей подготовки без материальных инвестиций в диплом. Во-первых, начинать нужно с 7-8, на крайний случай, начала 9 класса. При этом уже с такого возраста профильный предмет должен быть точно определен. Вторая формула успеха – ботать очень много. Если решите готовиться без особых материальных вложений, у вас не будет никакого тьютора, руководителя, который бы регулярно проверял ваш прогресс. Это значит, что вам самим нужно выполнять эти функции. И самим становиться катализатором получения новой информации по предмету. Вам нужно постоянно искать бесплатные лекции и семинары, постоянно ездить куда-то. В приоритетности  нужно ставить олимпиаду выше школы и, возможно, выше вашего круга общения, который не связан с олимпиадами. Нужно полностью погрузиться в предмет и регулярно готовиться.

5. В 2020м году сложилась особая ситуация с апелляцией ЕГЭ – ничего хорошего выпускники не увидели. Отличается ли олимпиадное оспаривание результатов? Есть ли шансы поднять баллы?  

Да, олимпиадная апелляция сильно отличается от ЕГЭ. Как минимум тем, что на олимпиаде вашу работу ни на одном из профилей не будет проверять компьютер. Суть такова, что есть профили, где региональный этап не апеллируется на тестовую часть. Но при этом, думаю, что письменной части больше в балловом соотношении и в ценности в глазах проверяющих. На олимпиаде отстоять все проще, потому что заданий, с которыми вы можете сделать это, больше.

С другой стороны, на олимпиаде даже по точным наукам возможно отхождение от критериев. В то время как на ЕГЭ по социальным и гуманитарным наукам ребята заучивают шаблонные фразы, чтобы сдать экзамен на близкий к максимальному балл. Если во второй части конкретной фразы нет, то балла за задание у вас тоже не будет. На Всероссе это работает по-другому. Даже если изначально посмотрел на вашу работу, как комиссия ЕГЭ, вы всегда можете прийти на апелляцию и доказать все устно. Кстати об устном доказательстве, если в вашей работе слишком мало информации, на апелляции вы можете дополнить ее. Поэтому стоит хорошо подготовиться к оспариванию и показать, что информации нет не потому что вы не знаете, а потому что она показалась вам избыточной

6. Чем ВсОШ является именно для тебя?

Для меня ВсОШ – это, прежде всего, люди. Люди, которые меня в мир настоящего Всеросса привели. Люди, которые меня готовят к успешному участию. Ребята, с которыми мне удалось познакомиться в процессе подготовки. А также те интересные ровесники  и старшие товарищи, с которыми удалось наладить контакт в процессе. Но я не буду отрицать, что Всеросс сейчас, особенно учитывая последние решения Министерства просвещения, превращен из соревнования на спортивный интерес и проверку ваших компетенций, в процесс получения БВИ и корочки. Я не закрываю на них глаза, но это не является основным при участии для меня.

Олимпиадные выездные, март 2020. Фото из личного архива Вероники

7. Что ты посоветуешь начинающим олимпиадникам?

Во-первых, верить в себя. Не стоит смотреть на молодых преподавателей с успешным олимпиадным опытом, как на людей, с которыми вас разделяет огромная пропасть незнания. Неправда. Олимпиадный опыт приходит быстро. И знания можно наработать за краткий срок.


Во-вторых, советую определиться с профилем как можно раньше. Понимаю, если вы не можете выбрать из двух. Но не стоит писать 15 профилей и думать, что вы затащите. Если вы выходите на регион по 10 предметам, у вас есть знания  по каждому из них. Но ваш мозг – не бесконечное хранилище информации. В какой-то момент придет уведомление «память переполнена». Поэтому здраво оценивайте свои возможности.


В-третьих, советую обсудить решение с родителями. Возможно, в процессе обсуждения вы придете к выводу, что стоит уйти на свободное посещение. Так было у меня. Возможно, вы придете к выводу, что вам нужен хороший наставник, или родители разрешат ездить в другой более крупный город на курсы, или просто купят научную литературу. Такими решениями стоит делиться не только с родителями, но и школьным педагогом, который также может помочь.

Дорогой читатель, какой бы путь к поступлению в ВУЗ мечты ты ни выбрал, олимпиады или ЕГЭ, работать над собой и знаниями придется. Только через труд можно достичь желаемых результатов, но он того стоит. Работай, верь в себя – и добьешься вершин!

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны авторизоваться.
Загрузка...
Делай!, Из первых уст, Мотивация, Чужой опыт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *