ЖуркаМурка

Айтрекинг: что за чудо и кто его творит?

Сегодня сфера научных технологий может похвастаться методиками изучения чуть ли не всего на свете — это и генетические мутации, и квантовые процессы… Однако современная когнитивная наука ставит перед собой конкретную цель: изучить сознание человека изнутри.

Вы когда-нибудь думали о том, почему вас цепляет тот или иной постер на стене или заголовок в журнале? Нейробиологи решили обратить внимание на распределение зрительного внимания людей, когда те что-то делают: читают, смотрят в потолок, любуются пейзажем или выполняют специальные задачи в ходе зрительного эксперимента.

В XIX веке исследования в области движения глаз проводились наблюдательно, без использования измерительных приборов. Это не устраивало дотошных ученых, так как не гарантировало, что все данные достоверны. Первым аналогом айтрекера – измерительного прибора для наблюдения за нашим взглядом — можно назвать окулограф Эдмунда Хью XIX столетия, который представлял собой некоторое подобие контактной линзы с отверстием для зрачка посередине. Более поздние изобретения, такие как бесконтактный светоотражатель Ги Томаса Бушвелла и окулограф Альфреда Ярбуса, были значимыми шагами в продвижении науки к нынешним методам видеоокулографии.

В 1950х годах появляется современный электронный прибор под названием айтрекер (англ. Eye-tracker), он же видеоокулограф. Камера устройства отмечает фиксации (остановки) и саккады (перемещения) взора при работе с визуальной информацией. Встроенная программа совмещает исходное изображение с картой, своеобразным маршрутом «путешествия» глаза, при рассматривании и чтении. Итог – более пятидесяти параметров наблюдения и чтения. А главное — тепловая карта на основании саккад и фиксаций, которая простыми цветами объясняет этот процесс.

Тепловая карта отражает распределение внимания — тёплыми тонами выделяются наиболее интересные для смотрящего участки изображения, холодными — не очень интересные

Множество видов современных айтрекеров позволяет проводить эксперименты в разных условиях в зависимости от предмета исследования – в библиотеке, на теннисном корте, на пляже, за рулем автомобиля. Самые распространенные приборы — стационарные, довольно громоздкие, но точные, а также надеваемые на голову видеоокулографы, похожие на очки модного бизнесмена и более практичные.

Айтрекинг сейчас – помощник почти во всех областях, от нейробиологии, когнитивной лингвистики и журналистики до маркетинга и web-дизайна.

Представьте, что вы впервые заходите на сайт интернет-магазина, например, мебели — кушеток, диванов и прочих деталей интерьера. Чтобы найти жизненно необходимый вашей бабушке розовый кофейный столик, вы несколько минут бегаете глазами по экрану в поисках раздела «кофейные столики». В конце концов оказывается, что ссылка на страницу со столиками была оформлена не самым лучшим образом: рябые зеленые буквы на ярко-синем фоне. Такое цветовое сочетание наш глаз может просто игнорировать. Если бы создатели сайта провели исследование на айтрекере и выполнили дизайн в привлекательных для пользователей цветах, продажи могли бы стать гораздо эффективнее. Подобные исследования пригодятся вам и во время съемки рекламного ролика, и при верстке учебника по математике, а также когда оформляете экспозицию.

К сожалению, сейчас место айтрекера часто занимают опросы, визуальные тесты и биологические эксперименты. Почему так происходит? Ответ же прост — молодая технология айтрекинга едва ли доступна большому количеству специалистов из-за её дороговизны. Возможно, наилучшая перспектива видеоокулографии — создание общедоступной базы данных. Будущее айтрекинга в наших руках!

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны авторизоваться.
Загрузка...
Культпросвет, Материалы

2 thoughts on “Айтрекинг: что за чудо и кто его творит?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *