ЖуркаМурка

«А я думал, это скучно» — произведения из школьной программы, которые стоит перечитать

Довольно часто случается так, что школьники не понимают, зачем на уроках литературы им предлагают определенные произведения. Кого-то не смог заинтересовать учитель, кому-то тяжело вникать в смысл написанного, а кто-то принципиально отказывается изучать то, что заставляют. По данным опроса labirint.ru, треть детей читает менее двух часов в неделю. Из-за этого ученики пропускают очень увлекательные истории. Предлагаем подборку книг из школьной программы, которые интереснее, чем кажется на первый взгляд.

«Старуха Изергиль» Максима Горького

«Легенда о Ларре»

Со «Старухой Изергиль» Горького программа знакомит школьников в 7 классе. Но не все ребята понимают истинный смысл этого произведения. Казалось бы, обычная сказочная история, которых в мире существует очень много, но все не так просто.

Рассказ состоит из трех частей, первая и последняя противоположны друг другу, центральная — их объединение. Автор ведет читателя от «плохого» к «хорошему».

Первая часть — это «Легенда о Ларре» — представляет ученикам героя, смысл жизни которого заключается лишь в собственном благополучии. Ларра — эгоист, ему нет дела до окружающих, ему все равно, если из-за его действий кто-то страдает. Вместо отзывчивости, чуткости и доброты в сердце Ларры таится гордыня. Именно эти злые чувства приведут героя к вечным мучениям. Горький показывает читателю, что зло всегда возвращается к тому, кто его сотворил. Вторая часть — это рассказ о жизни самой старухи: Изергиль описывает рассказчику свой путь от молодости к старости, и читатель понимает, что она совершала как плохие, так и хорошие поступки, была по обе стороны морали. Третья часть или «Легенда о Данко» повествует о человеке, для которого самым ценным была возможность помочь другим. Данко был настолько отзывчивым и самоотверженным, что принял решение спасти людей ценой собственной жизни, и автор старается подтолкнуть читателя к мысли о том, что обществу стоит ровняться именно на таких героев.

В этом произведении Горький как бы рисует три цвета: черный, белый и серый. Писатель показывает, что происходит с эгоистами, через судьбу Ларры, что случается с самоотверженными людьми, как Данко, и как в настоящем мире злое и доброе начала соединяются в человеке, на примере жизни самой Изергиль. Ведь в каждом из нас постоянно борются черный и белый цвета, все мы совершали и плохие, и хорошие поступки, но кем в итоге станет человек — подлецом или героем, решает только он сам.

«Дикий помещик» Салтыкова-Щедрина

«Дикий помещик»

Сказки Салтыкова-Щедрина в школе изучают также в 7 классе. Учителя преподносят их как поучительные истории с оттенком комичного, но на самом деле по смыслу они ближе к трагичному. Произведение «Дикий помещик» является самым очевидным примером этого.

Через образ дворянина, одичавшего без своих крестьян, писатель раскрывает проблему крепостного права — в таком виде шанс того, что работой заинтересуются органы цензуры, меньше. Помещик буквально существует только благодаря труду крепостных, но при этом ненавидит их, не принимает за людей. Но вдруг сбывается его желание: крестьяне, которых он не мог терпеть, исчезают с его земель. Однако за короткий промежуток времени без «мужиков» помещик превращается в зверя и даже начинает ходить на четвереньках.

Глупость помещика представляется смешной и, скорее всего, если школьник прочитал это произведение, оно его развеселило. Но через все произведение Салтыков-Щедрин проводит мысль о том, что от глупости и вседозволенности помещичества страдают крестьяне. Их ненавидят, не считают за людей, с ними плохо обращаются, и все это они не заслужили. Если крепостные вдруг испарятся, то их хозяева сойдут с ума или погибнут от голода, ведь без «мужиков» они ни на что не способны.

Так, в обычной, на первый взгляд, сказке автор раскрывает серьезную проблему общества, скрывая трагичное за маской комичного.

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени»

К изучению «Героя нашего времени» школьники приступают на уроках литературы 9 класса. В моем классе это произведение полностью прочитала только я — одноклассники назвали его нудным текстом, больше десяти страниц которого не осилить, и забросили, и, как мне кажется, так происходит очень часто. Школьники не понимают, зачем им история без какого-либо поучительного урока в конце и почему все в романе так запутано.

Первое, на что стоит обратить внимание при чтении «Героя нашего времени» — это композиция. Лермонтов построил ее так, что сначала мы узнаем о главном герое из уст других персонажей, которые общаются с рассказчиком, а уже позже изучаем Печорина как бы изнутри, читая записи в его дневнике. Однако композиция романа отличается от хронологии. Если смотреть за развитием Григория по временной оси, то порядок глав будет таким: «Тамань», «Фаталист», «Княжна Мери», «Бэла», «Максим Максимыч» — именно в такой последовательности происходили события его жизни.

Второе, что нужно осознать относительно этого романа, это то, что Печорин — собирательный образ поколения, в котором жил автор. Лермонтов не раз в своем творчестве указывал на то, что молодые люди его возраста живут бессмысленно, прожигают жизнь и не могут найти себе место в этом мире. Так складывается и жизнь главного героя романа. Он — лишний человек, искренняя, счастливая любовь и дружба ему чужды, и все, чем он занимается, это поиск дела, от которого ему не будет скучно.

При таком взгляде на «Героя нашего времени» читать роман становится действительно интересно и поучительно. Читатель, наблюдая за бессмысленной жизнью Печорина, будем думать: «А не зря ли проходит моя жизнь?»

Каждый раз мы узнаем что-то новое

Иногда бывает очень тяжело прочитать произведение, но, может, стоит не мучить себя, а вернуться к нему позже? Вполне возможно. От многих людей я слышала, что только перечитав книгу спустя много лет, они поняли ее смысл. А бывает и такое, что человек намеренно перечитывает одно и то же произведение спустя определенное количество времени, снова и снова находит в нем детали и мысли, которым раньше не придавал значения. В любом случае, читая, мы каждый раз узнаем что-то новое, и именно в этом заключается вся прелесть литературы.

1 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 51 оценка, среднее: 5,00 из 5 (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны авторизоваться.
Загрузка...
Без рубрики

7 thoughts on “«А я думал, это скучно» — произведения из школьной программы, которые стоит перечитать

  1. Awesome! Its genuinely remarkable paragraph, I have got
    much clear idea regarding from this post.

  2. I simply couldn’t depart your web site before suggesting that I extremely enjoyed the usual info an individual supply for your
    visitors? Is gonna be back regularly to investigate cross-check new posts

  3. After I initially left a comment I appear to have clicked the -Notify me when new
    comments are added- checkbox and from now on whenever a comment is added I recieve four emails with the exact same comment.
    Is there a means you are able to remove me from that service?

    Cheers!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *