ЖуркаМурка

От “Крестьянки” и “Работницы” до “Vogue” и “Elle”: 100 лет женской прессы в России

 ХХ век. Политическая революция. Революция общественного сознания. Следом за ними — информационная. Пока за границей бушует движение феминизма, женский вопрос в Росси развивается своим чередом. Постепенно заявляют о себе общественные движения, женщины становятся неотъемлемыми участницами политической жизни, осваивают новые профессии и роли.  

СМИ активно поддерживают эти изменения, отвечая запросу народа на освещение женских тем. Именно на примере печатной журналистики можно проследить, как менялся образ и характер русской женщины, что стояло в её приоритетах и как она реагировала на динамичность и непредсказуемость минувшего столетия. 

20-е. Как всё начиналось 

 История публикации женских журналов в новых реалиях стартует практически сразу после укрепления советской власти. Уже в 20-е годы XX столетия партийные постановления ЦК начинают координировать работу женских изданий. Пластов населения, оставленных без внимания, не наблюдалось. Но темы, освещаемые в прессе, чаще всего были подчинены задачам власти. И работницы, и крестьянки в изданиях с одноимёнными названиями читали примерно об одном и том же. Индустриализация и коллективизация становятся по истине насущными темами. 

И только журнал для партработиц “Коммунистка” характеризуется своей феминистической наклонностью. Тематика журнала рассчитана на устранение неравенства между мужчиной и женщиной путём строительства нового коммунистического общества. 

30-е. Не только труженицам 

Только в 30-е годы появляются журналы для жен-общественниц, то есть для неработающих домохозяек, принимающих активное участие в жизни советского общества. Происходит изменение целей и задач коммунистического женского движения, что влечёт за собой новые способы его контролирования. Основным на арене становится журнал “Общественница”, нацеленный, среди прочего, на привлечение женщин в промышленность и производство. 

Пользуется популярностью среди читательниц и пресса развлекательной направленности. Один из самых популярных — журнал “Советский экран” о кинематографе и знаменитостях. 

40-е. “Из чего же сделаны наши девчонки” 

 Великая Отечественная война кардинально меняет советскую прессу. Одни издания прекращают своё существование, а другие полностью преобразовывают тематику.  

В 1945 году Антифашистский комитет советских женщин и Всесоюзный центральный совет профсоюзов создает образ новой “Советской женщины”. Журнал с таким названием выпускается в издательстве ЦК КПСС “Правда”, выходит на мировой уровень и печатается на нескольких языках. Пост главреда издания много лет занимает Мария Овсянникова — «Единственная в истории Красной Армии женщина — главный редактор печатного органа на фронте.»  

 Теперь аудитория не делится на читательские группы: работница, крестьянка, активистка. Для всех пропагандируются единые идеи. Журнал объединяет женщин, недавно прошедших войну, ставших теперь комсомолками, передовиками и труженицами. В “Советской женщине” поднимаются проблемы международного демократического женского движения, а также существенную роль играет создание образа советской женщины среди иностранных читательниц. 

В 40-е годы параллельно с общественно-политическими изданиями в СССР развивается и модная журналистика. Министерство легкой промышленности стало издавать сезонные журналы мод с иллюстрациями и фотографиями последних веяний моды, описаниями фасонов, фактуры материалов, аксессуаров, с выкройками и вкладками: «Журнал мод», «Ателье мод», «Платье», «Сшейте сами», «Мода». 

“Оттепель” и свобода 50-х 

Период “оттепели” подарил СМИ возможность выражения свободы слова. Редакторы женских изданий проявляют в своей работе больше инициативности и самостоятельности. Так журнал “Работница” в 1957 возрождает некогда популярное движение жен-общественниц. На страницах журнала домохозяйки и члены женсоветов свободно обсуждают интересующие их проблемы. Становится возможной обратная связь — теперь любая читательница могла отправить письмо или сообщение в редакцию. 

60-е и 70-е. Золотой стандарт советской прессы 

В 60е годы складывается система периодической печати. Активно развивается республиканская и автономная журналистика, а эталоном для неё остаются “три кита” советской прессы для дам: “Крестьянка”, “Работница” и “Советская женщина”. В первых двух своё слово могут высказать не только профессиональные журналисты, но и простые работницы, ученые, партийные руководители. О проблемах села и его жителей можно было прочитать в рубриках “Слово целинницам” или “Говорят агрономы”. 

80-е. На стыке эпох 

Время перестройки и экономических кризисов. Женская пресса, привыкшая оперативно реагировать на общественно-политические изменения и теперь не остаётся в стороне. Например, в 1986 году редакторы журнала “Крестьянка” открывают рубрику “Служба надежды”, помогающая людям потерявшим работу вследствие закрытия многих предприятий. А в рубрике “Азбука экономики” юристы, социологи, и экономисты помогают читательницам в “формировании нового типа общественного мышления”. 

В журнале «Работница» появляется раздел «Неженская работа», где публикуются материалы о тяжелом труде женщин-монтеров, шахтеров, грузчиков. Статьи о выдающихся женщинах дополняются фактами из личной жизни, тексты становятся более художественными и эмоциональными. 

В конце десятилетия женщина по-прежнему остается активисткой и труженицей, но акцент смещается на образ жены и матери. Молодая девушка в модном наряде активно “вытесняет” с обложек изданий боевую труженицу производства. Модель советского журнала трансформируется вместе с женскими интересами и приоритетами. Издания отвечают запросам времени и ориентируются на легкие темы: домоводство, рукоделие, психология, мода, воспитание детей.  

В 1987 году в СССР появляется первая отечественная версия западного журнала «Burda Moden». Не за горами новая эпоха…  

90е. “В России наконец” 

После перестройки российская культура существенно меняется.  В страну врываются иностранные бренды, дарящие женским изданиям свежее дыхание. В мире прессы зарождается “глянец”.  Изменяется и подача информации. Теперь акцент падает на развитие визуальной культуры и эстетического вкуса у читательниц. Журналы отныне являются не только средствами влияния и информирования, но и арт-объектами.  Для российских женщин элитарными становятся западные издания о моде и образе жизни, редакции которых одна за другой открываются в России: Cosmopolitan, Elle, Harper’s Bazаar и Мarie Claire. Легендарный Vogue приходит последним и знаменует очередную революции в истории журналистики для женщин.  

 “В августе 1998-го, когда в России разразился экономический кризис, реклама нового журнала с супермоделями Кейт Мосс и Амбер Валеттой на Красной площади на обложке и лозунгом «В России наконец» большинством воспринималась как неудачная шутка.”  

Алёна Долецкая — главный редактор русского издания журнала Vogue с 1998 по 2010 год. 

Героинями обложек всё чаще становятся иностранные и российские знаменитости. 

2000-е. Пёстрые прилавки и громкие заголовки 

В начале нового тысячелетия разнообразие и широта тематик изданий поражает. Происходит коммерциализация прессы. На прилавках магазинов появляется все больше аналогов западных брендов от отечественных издательских домов. Российский “глянец” прорисовывает собственный стиль. Получает распространение и “желтая пресса” о сенсациях и скандалах в жизни знаменитостей. Набирают популярность журналы узкой направленности: семейные “Лиза”, “Домашний очаг”, “Семь дней”; литературные “Gala. Биография”, “Караван историй”; журналы для девушек подростков “Elle girl”, “Лиза girl” “Все звёзды”; журналы о красоте, здоровье и материнстве “Красота & Здоровье”, “Добрые советы”, “Счастливые родители”. 

 Женская пресса нового формата переживает пик популярности. 

2010-е и 2020-е. Разрыв шаблонов 

Сегодня пресса для женщин претерпевает существенные изменения. Современная читательница, свободная от стереотипов и предрассудков, все больше отдаёт предпочтение “бесполым” изданиям о политике, науке и обществе.  

Печать находится в переходном периоде: продажи бумажных изданий падают, а в новом онлайн формате все происходит совсем по другим правилам. 

 Означает ли это, что женская пресса в России отжила свой век? В условиях нынешней реальности об этом говорить слишком рано. Уход от форматов, изменение интересов и стиля жизни, цифровизация (как и когда-то индустриализация) не раз становились лишь новым витком развития этой области журналистики. Вот и сейчас можно ожидать, что перемены пойдут на пользу и усовершенствованная пресса отлично впишется в жизнь современной женщины. 

2 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 52 оценки, среднее: 5,00 из 5 (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны авторизоваться.
Загрузка...
Без рубрики, Культпросвет

20 thoughts on “От “Крестьянки” и “Работницы” до “Vogue” и “Elle”: 100 лет женской прессы в России

  1. Superb post however I was wanting to know if you could write a
    litte more on this subject? I’d be very grateful if you could elaborate a little bit further.
    Bless you!

  2. Hello there! I simply wish to offer you a huge thumbs up for the great info you have got right here on this post.
    I am coming back to your blog for more soon.

  3. hello there and thank you for your information – I have definitely picked up anything new
    from right here. I did however expertise some technical points using this website, as I experienced to reload the website many times previous to I could get
    it to load properly. I had been wondering if your web host is OK?
    Not that I’m complaining, but slow loading instances times will often affect your placement
    in google and could damage your quality score if ads and
    marketing with Adwords. Anyway I am adding this RSS to
    my e-mail and can look out for much more of your respective intriguing content.
    Ensure that you update this again soon.

  4. Having read this I believed it was rather informative.
    I appreciate you spending some time and energy to put this
    information together. I once again find myself spending a significant amount of time both reading and
    leaving comments. But so what, it was still worth it!

  5. Howdy just wanted to give you a quick heads
    up. The words in your content seem to be running off the screen in Firefox.

    I’m not sure if this is a format issue or something to do with internet browser compatibility but I figured I’d post
    to let you know. The design look great though! Hope you get the issue resolved soon. Thanks

  6. I have been reading out many of your stories and i must say pretty clever stuff. I will make sure to bookmark your blog.

  7. Hello all, here every person is sharing such experience, therefore it’s
    nice to read this webpage, and I used to pay a quick visit this web site everyday.

  8. Greetings! I know this is kinda off topic but
    I was wondering if you knew where I could
    locate a captcha plugin for my comment form? I’m using the same blog platform
    as yours and I’m having trouble finding one? Thanks a lot!

  9. Hey would you mind sharing which blog platform you’re using?
    I’m looking to start my own blog soon but I’m having a tough time choosing
    between BlogEngine/Wordpress/B2evolution and Drupal.
    The reason I ask is because your design and style seems
    different then most blogs and I’m looking for something
    completely unique. P.S My apologies for getting off-topic but I had to ask!

  10. Superb blog! Do you have any suggestions for aspiring writers?
    I’m planning to start my own site soon but I’m a
    little lost on everything. Would you advise starting with a free platform like WordPress or go
    for a paid option? There are so many choices out there that I’m completely
    confused .. Any suggestions? Cheers!

  11. Hello to every body, it’s my first pay a quick visit of
    this website; this webpage consists of amazing and in fact good stuff
    for readers.

  12. great points altogether, you just gained a emblem new reader.
    What could you suggest about your post that you simply made a few days ago?
    Any positive?

  13. Wow, awesome blog layout! How long have you been blogging for?
    you make blogging look easy. The overall look of
    your site is wonderful, let alone the content!

  14. I could not resist commenting. Very well written!

  15. This is really interesting, You are a very skilled blogger.
    I have joined your feed and look forward to
    seeking more of your great post. Also, I’ve shared
    your site in my social networks!

  16. I’m extremely impressed with your writing skills as well as with the layout on your blog.
    Is this a paid theme or did you customize it yourself?
    Anyway keep up the excellent quality writing, it’s
    rare to see a great blog like this one today.

  17. You really make it seem really easy with your presentation but I in finding this matter to be really something which I feel I would by no means understand. It kind of feels too complicated and very huge for me. I am taking a look forward on your subsequent publish, I will attempt to get the dangle of it!

  18. Wenn Spiel innerhalb von ein Einsatz Geld, esten Spieler besitzen eine
    Ziel im Kopf – Erstellen, dass Geld.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *