ЖуркаМурка

История кино в 10 фильмах

Кинематографу уже больше 120 лет, и за это время в мире происходило множество перемен, но кино всегда продолжало стремительно развиваться, и с приходом монтажа оно стало чистым искусством. Хотя в первые двадцать лет существования оно воспринималось как один из способов запечатления момента. 

Чаще всего в книгах или в любых других источниках информации рассматриваются два подхода в изучении кино: однобоко только о жанрах или через призму политических, научных событий. В этой же статье мы уместим всю его историю от создания первого кинофильма до современного кино.

Как развивалось кино до 1920

Братья Люмьер
Источник: http://history-doc.ru/

Кинематограф возник в самом конце XIX века в результате длинной череды открытий в разных областях науки и техники: от изобретения фотографии до проработки основных принципов функционирования зрения.

Список людей, которые первые сделали шаги для развития кино, очень велик. Вот некоторые из них:

  • В 1888 г. в Лондоне француз Луи Лепренс снял первый в истории кинофильм, однако, изобретатель таинственно исчез через два года.
  • В Англии работал Уильям Фриз-Грин — один из пионеров не только обычного, но и трёхмерного кино. Однако Фриз-Грин не был удачлив в бизнесе, в 1891 г. он продал свой патент на кинокамеру, полученный двумя годами ранее.
  • В Российской империи Иосиф Тимченко и Михаил Фрейденберг в 1893 г. уже сконструировали так называемую хронофотографическую камеру, которая, впрочем, никого не заинтересовала.
  • Фактически, единственный кинематографист, творивший до братьев Люмьер, и снискавший деловой успех, — это Томас Эдисон. Он сконструировал киносъёмочный аппарат, запатентовал привычную нам 35-мм киноплёнку и основал большую студию по производству фильмов, которая работала с 1890 года.

Однако, несмотря на такое количество предшественников, мы отсчитываем рождение кино от первого публичного киносеанса братьев Люмьер, который состоялся 28 декабря 1895 года. Почему?

Дело в том, что именно братьям Люмьер удалось провести первый публичный платный киносеанс на большом экране так, чтобы плёнку не заедало, и движение передавалось плавно и достоверно. На тот момент Томас Эдисон, например, показывал своё кино в специальных аппаратах индивидуального просмотра — кинетоскопах. А подобное развлечение имело мало общего с теми походами в кинотеатр, которые мы совершаем сегодня.

Десятая муза родилась лишь в 1910-х годах, через два десятилетия после сеанса братьев Люмьер. Её рождению мы преимущественно обязаны американцу Дэвиду Уорку Гриффиту. Режиссёр пришёл в кино из театра сравнительно поздно — в 33 года. С 1910 года Гриффит первым начал снимать свои фильмы в Голливуде. Ему принадлежит ряд важных нововведений, которые и позволили сделать из кино искусство. Он системное использование крупного плана — кадрирование, при котором лицо актёра занимает весь экран по вертикали, меняние ракурсов, параллельный монтаж.

Кинематограф десятых годов успешно боролся за внимание зрителей и актер в индустрию.

Роковые 20-е

Андалузский пёс | Ретро, Глаза
Кадр из фильма “Андалузский пес” (1929). Луис Бунюэль и Сальвадор Дали
Источник: www.pinterest.ru

Главное событие в развитии кинематографа в 1920-е годы — появление монтажа. В это десятилетие были разработаны основные монтажные приемы, которые до сих пор используются в киноиндустрии: эффект Кулешева, клиповый монтаж.

Монтажный язык пришёлся по вкусу сюрреалистам, Луису Бунюэлю и Сальвадору Дали, —
он позволил им «экранизировать сон» — создать фильм «Андалузский пес», в котором, как во сне, нет определенного сюжета, а есть лишь хаотичная игра ярких образов, лишенных какого-либо скрытого смысла.

Семнадцать минут причудливых сюрреалистических образов, которые с равным успехом могут нести в себе глубочайший смысл или не значить вовсе ничего. Глаз, располосованный бритвой; человек, тычущий тростью в отрубленную руку, лежащую среди улицы; мужчина, волокущий за собой два рояля, в которых мертвые, полуразложившиеся ослики и вполне живые священники; человеческая ладонь с дырой, из которой появляются муравьи…

На примере этого фильма можно рассмотреть несколько монтажных приемов, которые расширили изобразительные возможности кино. 

Творимый человек                                                                                                                         Части тела, принадлежащие разным людям, за счет монтажной склейки воспринимаются как части тела одного человека.                                     В современном массовом кинематографе этот прием используется, например,
в эротических сценах.          
Творимая земная поверхность         Кадры, снятые в разных местах,
за счет монтажной склейки воспринимаются как единое реально существующее пространство.     
В современном кино этот прием часто применяется по чисто производственным причинам, когда части одной и той же сцены приходится снимать в разных местах.  

 

Политика 30-х

Фото: Олимпия (Olimpia) | Фото 1
Кадр из фильма «Олимпия» (1938). Лени Рифеншталь
Источник: Flostfilm.info

В 1930-е почти все фильмы стали звуковыми. Появление звука в кино было одновременно и шагом вперед, и шагом назад для всей киноиндустрии.

Отказ от динамичного монтажа. Звукозаписывающая техника была несовершенна, звук записывался синхронно с видео, и из-за риска рассинхронизации картинки и звука режиссерам пришлось отказаться от сложного динамичного монтажа, принятого в 1920-е.

Съемки в павильонах. Звуковое кино можно было снимать только там, где не было звуковых шумов. Это вызвало массовую миграцию всей киноиндустрии в павильоны. Именно в это время появились такие большие киностудии как Мосфильм в СССР и Чинечитта в Италии.

Условность кинематографа. За счет павильонной съемки фильмы стали более условными и
по своими средствам выразительности приблизились к театру. Условность кинематографа 1930-х была вызвана и другой причиной — исторической — в этот период весь мир переживал непростые времена. Зрители не особо интересовались реальностью, им хотелось найти в фильмах спасение
от суровой повседневности. Отсюда и жанровый поворот в сторону сказок, мелодрам и гангстерских фильмов.

Подвижность камеры. В это время существенно возросла подвижность камеры. Это было вызвано технической необходимостью, но, с другой стороны, позволило компенсировать потерю динамики, которая произошла при отказе от сложного монтажа.

После блестящих авангардных двадцатых мировой кинематограф приходит в некоторый упадок. В США великая депрессия. Франция, кажется, затаилась перед надвигающейся бурей войны. А вот тоталитарные державы — Германия, Италия и СССР — берут инициативу в свои руки. Они продолжают снимать кино в больших количествах — им оно необходимо в идеологических целях. Делают кинематограф искусственным и нереалистичным: скудный киноязык фильмы с большим количеством диалогов и отсутствием сложного монтажа. 

Тем не менее, при множестве общих черт фильмы каждой из стран имеют свои особенности. Давайте присмотримся к ним поближе и попробуем найти общее и различное.

Италия  («Дом греха» (1938). Макс Нойфельдт)   

Италия 1910-х годов — один из лидеров европейского кинопроизводства. Здесь снимают масштабные полнометражные фильмы, формируют систему кинозвёзд, совершенствуют операторскую технику и снимают первое в Европе авангардное кино.

Но в 1922 г. к власти приходит Бенито Муссолини, который меняет все. Он открывает крупнейшую киностудию Европы — Чинечитту и ставит своего сына Витторио управлять кинематографией страны. В кинотеатрах Италии теперь доминируют оторванные от реальной жизни фильмы об очень богатых людях, так называемое, «кино белых телефонов» (белый телефон в Италии 1930-х был признаком статуса — что-то вроде последней модели iPhone сегодня). О кризисе этого времени также хорошо говорит парадоксальный факт: величайший итальянский режиссёр Федерико Феллини (1920 года рождения) вырос на импортном американском кино.

Германия   («Олимпия» (1938). Лени Рифеншталь, «Триумф воли» (1935). Лени Рифеншталь)

Здесь складывается гораздо более тяжёлая ситуация. В период правления Гитлера практически все крупнейшие деятели кино разрывают связь со страной. Это и режиссёр Фриц Ланг, и актриса Марлен Дитрих, и выдающийся оператор и специалист по спецэффектам Эжен Шюфтан. Бежит из страны тогда ещё молодой Билли Уайлдер — будущий автор фильма «В джазе только девушки».

Особняком стоит творчество Лени Рифеншталь, чей документальный фильм «Олимпия» является важной вехой в истории съёмок спорта — фактически именно Рифеншталь первая нашла большинство ракурсов, которые и сегодня используют при съемках олимпиад. Выразительно снятый (чего стоит только съёмка факельного шествия нацистов) Рифеншталь фильм «Триумф воли» при очевидных изобразительных достоинствах пользуется дурной славой как фильм, прославляющий нацизм.

СССР  («Строгий юноша» (1934). Абрам Роом)

Фактически в 1930-х утверждаются стандарты, по которым должно сниматься кино:

«Кино должно в высоких образцах искусства отобразить героическую борьбу за социализм и героев этой социалистической борьбы и стройки, исторический путь пролетариата, его партии и профсоюзов, жизнь и быт рабочих, историю гражданской войны; оно должно служить целям мобилизации трудящихся на укрепление обороноспособности СССР»  – Протокол № 79 заседания политбюро ЦК ВКП(б) 8 декабря 1931 года. Итак, в коммунистическом СССР тоже не остаётся места для авангардных течений, обогащающих киноязык. Возникают схожие с гитлеровской Германией тенденции, например, интерес к античности, который мы во всей красе видим в «Олимпии», и который в СССР можно разглядеть в фильме Абрама Роома «Строгий юноша»

Таким образом, европейское кино 1930-х — это кино консервативное и условное. Оно не рождает большого количества открытий и новых приемов, которые бы повлияли на режиссеров последующих десятилетий. Но сам феномен этой эпохи — совершенно особенный и интересен именно этой условностью, поглотившей весь игровой кинематограф. Подобной ситуации в истории кинематографа больше не повторится.

Хроника 40-х

Похитители велосипедов

Фильм "Похитители велосипедов" ("Ladri di biciclette") - смотреть онлайн  бесплатно и легально на MEGOGO.NET
Кадр из фильма “Похитители велосипедов” (1948). Витторио Де Сика
Источник: pinterest.com

Послевоенный Рим, давно неработающий Антонио вне себя от радости — он наконец-то находит работу. Но в первый же трудовой день у него крадут велосипед, без которого невозможно работать! Вместе с маленьким сыном Бруно он пытается найти в огромном городе украденный велосипед, от которого зависит жизнь его семьи…

Кинематограф 1940-х разительно отличается от 1930-х: на смену условному павильонному кино приходит кино, изображающее реальность. Реализм кинематографа 1940-х был вызван двумя причинами: исторической и производственной.

Историческая. После Второй мировой войны у людей возник запрос на правду: они открыли глаза на реальность и захотели увидеть на экране не вымышленных персонажей на фоне нарисованных декораций, а настоящих живых людей. На формирование этого запроса повлияла военная кинохроника, которая приучила людей к тому, что на экране они видят то же, что и в жизни.

Производственная. После войны большие киностудии лежали в руинах, и не было технических возможностей снимать кино в павильонах. В итоге режиссеры были вынуждены отказаться от съемок на фоне декораций и отправились снимать в настоящий город.

Переломный момент в киноиндустрии

Вторая мировая война стала переломным этапом для развития документального кинематографа. Военную хронику снимали и показывали в гораздо больших объемах, нежели в Первую мировую, и она едва ли не отодвинула по своему значению игровое кино на второй план. Как  хроника повлияла на мировой кинематограф?

Колоссально. Она меняет его с трех сторон:

Технической. Именно в это время возникнет массовое производство простых камер, предназначенных для ручной съёмки, которые потом разойдутся по странам и станут одной из причин возникновения послевоенной волны независимого кинематографа.

Эстетической. Это и непрофессиональные актеры, и съемки на улицах, и отсутствие искусственного освещения. Есть и чисто визуальные находки. Например, резкие панорамы со смазанными кадрами, которые раньше вырезали как брак, — в военной хронике они воспринимались как кадры, передающие динамизм и экспрессию боевой ситуации. В игровое кино этот приём придёт с некоторым опозданием – уже в 1960-е.

Идеологической. Наконец, хроника изменила отношение человека к реальности, которая стала восприниматься прежде всего визуально, а основой информации стал экранный документ. Вкупе с оставшимися без военных заказов радиоэлектронными заводами, это приведёт к колоссальному росту количества телевизоров в США и Европе сразу после войны, что в свою очередь опять же серьёзным образом изменит мировой кинематограф уже в 1950-х.

Неореализм 40-х

Итальяский неореализм — это одно из важнейших направлений послевоенного мирового кинематографа, которое сформировалось в Италии в середине 1940-х годов. Но почему это направление появилось именно в это время? И что особенного привнесли в кинематограф режиссеры неореализма? 

Это направление держится на трех китах — трех режиссёрах, которым удалось перевернуть мировой кинематограф. Лукино Висконти («Одержимость» (1943)), Витторио де Сика («Шуша» (1946)) и Роберто Росселлини («Рим — открытый город» (1946)). Их новаторства были следующими : съёмка на улицах города, использование документальной стилистики, работа с непрофессиональными актёрами, новое отношение к внутреннему темпу картины. Они сложились отчасти как результат производственных трудностей, отчасти как сознательная реакция на застарелые приёмы павильонных мелодрам фашистского кино.

Японские 50-е

Семь самураев

Семь самураев (Япония 1954) Драма, Исторический, Приключения
“Семь самураев” (1954). Акира Куросава
Источник: pinterest.com

Япония, XVI век. В стране полыхает гражданская война, повсюду орудуют банды разбойников и мародеров. Бедные крестьяне нанимают для защиты деревни семерых самураев, которые сплачивают 
селян и вместе с ними готовятся к противосстоянию с бандитами. 

За реализмом 1940-х следует эпоха масштабных, эпических фильмов 1950-х: режиссеры снимают картины про серьезные вооруженные конфликты, наступает «золотой век классического вестерна». 
 
Расцвет эпического кино в 1950-е годы был связан с двумя причинами: После войны произошел экономический подъем, и у студий появилась возможность снимать дорогие кинокартины. Например, «Семь самураев» на момент выхода был самым дорогим японским фильмом (бюджет 500 000$).

В 1950-е появилось телевидение, и люди вместо того, чтобы ходить в кино, стали смотреть фильмы дома. Это было большим вызовом для киностудий, и им пришлось искать новые способы, чтобы заманить людей в кинотеатры. Один из таких способов — снять эпический фильм, просмотр которого на телеэкране не был бы таким зрелищным, как в кинотеатре.

Другие способы привлечь аудиторию были связаны с технологическими новшествами:

В 1950-е изменилось экранное пространство: возник «широкий экран» с пропорциями кадра 2.35:1 (для сравнения: в немом кино — 1.33:1, в звуковом — 1.37:1). Изображение на таком экране занимало все поле зрения зрителя, что делало просмотр фильма в кинотеатре еще более привлекательным.

В 1950-е активно использовались 3D-технологии, которые еще сильнее вовлекали зрителя в происходящее на экране.

Развитие мирового кинематографа порой идёт причудливыми географическими путями. Иногда мы можем встретить забавные «культурные бумеранги», когда влияние старшего поколения на молодых творцов происходит не напрямую, а опосредованно, через творцов из другой страны. 

Куросава в принципе был большой любитель западной культуры — он переснимал на японском материале произведения У. Шекспира, Ф. М. Достоевского и М. Горького. Но особенно сильное впечатление на него, как на всех крупных японских режиссёров его времени, оказал импортный американский кинематограф 1930-х гг. Когда на интервью у Куросавы спросили, из работ каких художников и режиссёров он черпал вдохновение, он ответил одной фразой: «Я изучаю Джона Форда».

Музыкальные 60-е

Персона

Чем пугает самый известный кадр из «Персоны» Бергмана? — Статьи на  КиноПоиске
Кадр из фильма “Персона” (1966). Ингмар Бергман
Источник: kinopoisk.ru

Психологическая драма, в которой раскрывается одна из важнейших проблем современного мира, когда, несмотря на, казалось бы, нормальное течение профессиональной и личной жизни, человек вдруг ощущает одиночество и бессмысленность своего существования. Будучи знаменитой актрисой, госпожа Фоглер внезапно замолкает прямо во время спектакля и с тех пор перестает разговаривать со всеми. Пребывание в больнице показывает, что психически она здорова. Медсестра Альма должна вывести ее из этого состояния, и они отправляются вдвоем к морю, где их ждут нелегкие дни общения.

1950-е приучили зрителя к тому, что кинематограф следует воспринимать прежде всего как развлечение. Это отношение сохраняется и в 1960-е: остаются востребованными эпические фильмы, пеплумы и мюзиклы. Однако параллельно с этим развивается авторское кино, главная тенденция которого, — обращение к внутреннему миру человека.

В фильмах 1960-х сложные сюжетные перипетии отошли на второй план, в центре изображения оказался сложный мир человеческой психики, со свойственными ей переживаниями, чувствами, воспоминаниями и фантазиями. Особый интерес представляли сны, к ним обращались буквально все режиссеры того времени. Только в советском кинематографе можно вспомнить имена Татьяны Лиозновой, Андрея Тарковского, Владимира Наумова, Леонида Гайдая, в фильмах которых реальность и сон были сплетены воедино. 

В это десятилетие произошло обращение к кинематографическим традициям 1920-х: использовался сложный ассоциативный монтаж, активно развивалась визуальная сторона кинематографа. Но сформировались и новые приемы. Например, Ингмар Бергман открыл возможности крупного плана — по мнению автора, он оказался идеальным инструментом для раскрытия внутреннего мира персонажа. 

Давайте проследим, какие приемы использовали режиссеры для отражения внутреннего мира персонажей.

 В 1963 году Феллини снимает свою великую работу — magnum opus — фильм «Восемь с половиной». Главный герой удивительно схож с самим Феллини — это режиссёр Гвидо Ансельми, находящийся в творческом кризисе. Режиссёр свободно перемещает зрителя между несвязанными на первый взгляд эпизодами: реальностью, фантазиями главного героя, реальными воспоминаниями и снами самого Феллини. После очередной склейки трудно сразу понять, не только на каком уровне реальности мы находимся, но и в чьей голове мы оказались — то ли в голове Гвидо Ансельми, то ли в голове самого Федерико Феллини, так как фильм во многом автобиографичен.

 «Зеркало» Тарковского (1974) во многом наследует идеям и приемам Феллини. Главный герой повествования — Алексей — находится в кадре только будучи ребёнком. Взрослым в «полный рост» он не показан: мы слышим его голос, видим его руки, камера смотрит словно бы его глазами. Все события происходят так, как он их воспринимает в отражении своего сознания. Именно поэтому одни герои фильма иногда замещаются другими — например, мать и жена видятся ему как один образ. Поначалу режиссер различает для нас сны и воспоминания, отбивая их цветом. А затем все смешивается в едином потоке сознания, где одно от другого уже не отделить.

Кинематограф 60-х — это не только сложные авторские картины, раскрывающие механизмы работы сознания персонажей. У этого периода есть и другая сторона — в 60-е расцветают красочные студийные фильмы-зрелища, способные выманить зрителя в кинотеатры, оторвав их от голубых экранов телевизора. Такие фильмы чаще всего относятся к двум жанрам: мюзиклам и пеплумам. Первые привлекают яркими танцами и красивым музыкальным оформлением, вторые переносят зрителя в далёкие-далёкие времена Древнего Рима или Древнего Египта. Их название происходит от вида древнегреческой женской одежды — пеплоса.  К таким фильмам относятся: : «Кабирия», 1914,  «Бен-Гур» (1925). Фред Нибло, «Бэмби» (1942). Джеймс Элгар, «Поющие под дождём» (1952). Стенли Донен, Джин Келли, «Кабаре» (1972). Боб Фосс, «Ла-ла-лэнд» (2016). Дэмьен Шазелл.

Блокбастеры 70-х

Челюсти

Всё о фильме ЧЕЛЮСТИ ∞ Лагуна акул
Челюсти (1975). Стивен Спилберг
Источник: laguna-akul.ru

На острове Эмити жаркое лето, а их основной бизнес – это прекрасные пляжи. Когда новый шериф Мартин Броуди обнаруживает останки жертвы нападения акулы, то хочет закрыть пляжи, но мэр и местные бизнесмены высказываются против. Вскоре происходит новое нападение, и когда в результате атаки погибает маленький мальчик, то остров наполняется охотниками на акул, надеющимися получить крупную награду за труп хищника. Однако они еще не знают, с чем им предстоит столкнуться. Шериф Броуди объединяется с опытным рыбаком Квинтом и Мэттом Хупером из океанографического института, чтобы навсегда остановить злобное создание.

Если фильмы 1960-х заново открыли возможности монтажа, то фильмы 1970-х заново открыли возможности звука.

В 1970-е появилась технология многоканальной записи звука, а также система панорамного воспроизведения звука в кинотеатре (динамики располагалась по всему периметру зала).
Благодаря этому звук в кино стал объемным, что создавало еще большую вовлеченность зрителей в происходящий на экране процесс.

Возможности новых технологий активно использовали режиссеры, например:

Стивен Спилберг в фильмах «Челюсти» и «1941» с помощью звука управлял вниманием зрителя и заставлял его с напряжением ожидать развития событий на экране.

Алексей Герман и Роберт Олтмен экспериментировали с записью человеческих голосов и создавали полифонию, в которой несколько актеров разговаривали одновременно. Это дезориентировало зрителя и заставляло его сосредоточиться на речи одного героя, а значит, только на одном взгляде на историю. 

Создатели боевиков кунг-фу с помощью звуков (например, звука удара о тыкву или звука ломающейся спаржи) смогли оживить постановочные драки, сделать их более объемными и сочными, — в итоге возник настоящий бум на сам жанр.

Сегодня мы часто говорим, что живём в «эпоху блокбастеров». И это небезосновательно. Например, пятерка лидеров мирового проката (кроме США) за 2018 год выглядит так: Мстители: Война бесконечности, Мир Юрского периода 2, Чёрная Пантера, Веном.

Крупнобюджетные голливудские постановки, очевидно, лидируют. Давайте попробуем разобраться в истоках этого явления и понять, как блокбастеры появились и какие фильмы можно называть этим словом.

20 июня 1975 г. в американский прокат выходит фильм Стивена Спилберга «Челюсти». Второй кинофильм молодого режиссёра производит эффект разорвавшейся бомбы и практически окупает свой бюджет уже за первый уикенд. Пытаясь подобрать слово для такого оглушительного успеха, журналисты вспомнили об огромных фугасных бомбах времён Второй мировой войны, которые и называли «blockbuster», дословно «уничтожитель кварталов». Раньше этим словом назвали лишь суперуспешные ленты, а теперь оно стало названием для целого жанра! На чём же основан секрет успеха первого из блокбастеров?

Рецепт блокбастера

Стивен Спилберг, без сомнения, талантливый режиссёр. Но в данном случае львиная доля заслуг в успехе фильма принадлежит продюсерам картины, которые впервые применили мощную рекламную атаку на зрителя:

Агрессивное продвижение книги-первоисточника перед выпуском фильма.

Массированная реклама по ТВ, на которую ушла почти десятая часть бюджета. Были выкуплены рекламные блоки практически во всех спортивных шоу в прайм-тайм за три дня до премьеры. В нескольких телешоу появились актёры из фильма.

Изюминкой на этом изысканном маркетинговом пироге стал выпуск фильма одновременно на 409 экранах по всей стране. Обычно фильм выпускали лишь в небольшом количестве кинотеатров, и число экранов увеличивалось лишь в случае успешно проката. Теперь все было по-другому. Информационный фон был очень плотным, а просмотр фильма доступен в любом мало-мальски крупном городе США — фактически у зрителя не осталось времени на раздумья. Народ валом повалил в кинотеатр — никто не хотел на следующий день после премьеры выглядеть простофилей, не сходившим на фильм, который сегодня все обсуждают.

Что в итоге?

Возникновение простого рецепта кассового успеха нанесло удар по роли режиссёра. В 1970-е крупные студии не знали рецепта успеха и рисковали предлагать большие проекты начинающим режиссёрам со своим видением — таким стал успешный «Крёстный отец». Авторское, преимущественно, европейское кино, раньше воспринималось как основа основ, от неё отталкивались. А с 1980-х центр и периферия поменялись местами.

Меняющиеся 80-е

Секс, ложь и видео

Секс, ложь и видео (1989) - фото и кадры из фильма
Кадр из фильма: “Секс, ложь и видео” (1989). Стивен Содерберг
Источник: www.kinomania.ru

Джон считал свою жизнь вполне благополучной. Он был на хорошем счету в своей юридической фирме, имел красавицу жену Энн и любовницу Синтию, которая приходилась Энн младшей сестрой. Эту идиллию напрочь разрушил приезд его университетского товарища Грэма, показавшегося Энн и Джону немного странным. Оказавшись в баре с Энн, Грэм признался ей, что в настоящее время является импотентом. Навестив Грэма, Энн обнаружила у него серию видеокассет, каждая из которых называлась женским именем. Проявив настойчивость, Энн узнала, что каждая кассета содержит сексуальную исповедь женщины. А ещё она узнала, что так Грэм получает сексуальное удовлетворение.

Кинематограф 1980-х можно охарактеризовать, отталкиваясь от трех слов из названия фильма Содерберга: секс, ложь и видео.

Секс. В 1980-е сошла на нет сексуальная революция 1960-1970-х. Это нашло свое отражение в кино: в нем практически исчез секс. На большом экране перестали показывать порнографические фильмы, как это было в 1970-е, — в так называемое время «порношика».

Ложь. В 1970-е снималось множество острых, злых, политических фильмов. Кинематограф 1980-х, напротив, стал равнодушен к реальности: с экранов исчезли художественные фильмы, рассказывающие про главные события современности. Вместе с тем, именно в 1980-е произошел расцвет документального кино: «Без солнца» Криса Маркера и «Шоа» Клода Ланцмана — общепризнанные вершины жанра.

Видео. В 1980-е произошел расцвет видеомагнитофонов и VHS-кассет. Для киноиндустрии видеоформат стал «деловым партнером» — благодаря ему удалось существенно увеличить доходы. Отныне фильмы выходили в прокат дважды: сначала на широком экране, потом — на видеокассете.

Но и сами фильмы должны были существенно измениться:

Размер кинокадра пришлось адаптировать под разрешение телевизора. Студии практически перестали снимать широкоэкранные фильмы.  

Кино стало камерным, предназначенным для уютного домашнего просмотра. С экранов исчезли эпические фильмы, поскольку их производство потеряло всякий смысл: на телеэкране пропадали их главные достоинства.

В конце восьмидесятых главный европейский приз в Каннах и приличную кассу неожиданно взял независимый фильм Стивена Содерберга «Секс, ложь и видео». Но что же значит «независимый фильм»? 

Строго говоря, независимое кино — это кино, произведённое вне крупных студий. В подобных условиях низкие бюджеты и производственные сложности часто компенсируются большей творческой свободой. 

90-е Тарантино

Криминальное чтиво

Новая классика: рецензия на фильм «Криминальное чтиво»
Кадр из фильма “Криминальное чтиво” (1994). Квентин Тарантино
Источник: www.film.ru

Винсент и Джулс, двое товарищей-бандитов, ведут свои философские разговоры в перерывах между разборками, а также заданиями от своего босса – авторитета Уоллеса. Причем цитаты из великих произведений, в том числе и Библии, им отнюдь не чужды, несмотря на то, что они в основном занимаются убийствами людей. Боксер Бутч отказывается поддаться сопернику за неплохой гонорар. Винсент ведет супругу босса в ресторан, а заканчивается все прямым уколом адреналина в сердце. Грабители решают обворовать посетителей кафе, но нарываются на настоящих головорезов. Что это?

В 1990-е продолжается «синтез кино и видеомагнитофона», начатый в 1980-е, но теперь
в партнерские отношения вкрадывается  «яблоко раздора» — пульт с кнопкой паузы
и, что еще более ужасно, с кнопкой перемотки.

Появление пульта меняет отношения между зрителем и экраном: если в кинотеатре зритель вынужден играть по правилам, которые ему диктует экран, то с появлением пульта у зрителя появляется власть над изображением — он может делать паузы и перематывать скучные сцены. Это обесценивает многие режиссерские ходы и становится настоящим вызовом для создателей фильмов.

Как режиссеры отвечают на этот вызов? 

Они начинают использовать сложные сюжетные конструкции, построенные по принципу мозаики: история может рассказываться с разных концов, время — делать постоянные скачки, а сюжетные линии — наслаиваться друг на друга.  

Другая причина обращения к такой мозаичности — взлет постмодернистских тенденций в кино. Постмодернисты считают, что нельзя придумать ничего нового, а нужно разными способами комбинировать и склеивать уже придуманное (отсюда — обилие киноцитат и даже цитат киноцитат в фильмах, начиная с 1990-х годов).

Новые 2000-е

Матрица

Киану Ривз рассказал о съемках "Матрицы 4" - РИА Новости, 18.08.2020
Кадр из фильма “Матрица” (1999). Лана и Лили Вачовски
Источник: www.ria.ru

Жизнь Томаса Андерсона разделена на две части: днём он — самый обычный офисный работник, получающий нагоняи от начальства, а ночью превращается в хакера по имени Нео, и нет места в сети, куда он не смог бы дотянуться. Но однажды всё меняется — герой, сам того не желая, узнаёт страшную правду: всё, что его окружает — не более, чем иллюзия, Матрица, а люди — всего лишь источник питания для искусственного интеллекта, поработившего человечество. И только Нео под силу изменить расстановку сил в этом чужом и страшном мире.

Кинематограф 2000-х тяготел к изображению экзотики: и той, которую можно было найти в рамках земного шара, и той, которая относилась к выдуманным мирам. Фильм «Матрица» — лучшая иллюстрация эпохи, поскольку совмещает в себе оба этих направления.  

Для западного зрителя с точки зрения экзотики самым привлекательным местом был юго-восток Азии. В это десятилетие европейский зритель интересовался азиатским авторским кино («Любовное настроение» Вонга Кар-Вая — лучший фильм 2000-х). Моду на азиатскую эстетику перенял и массовый кинематограф — например, в «Матрице» можно найти явные отсылки к аниме, азиатским видеоиграм и буддийской философии.

Кино 2000-х обращалось не только к экзотике реальной, но и выдуманной: фантастической, волшебной, виртуальной. С помощью спецэффектов она выглядела максимально реалистично. Главные хиты этого времени — «Матрица», «Властелин колец», «Аватар», «Гарри Поттер».

Отдельная черта эпохи — попытка соотнести виртуальный мир с реальностью, противопоставить их друг другу и найти границу, где заканчивается один и начинается другой. Лучшие примеры такого осмысления — «Матрица» и «Малхолланд Драйв» Дэвида Линча (еще один лучший фильм 2000-х).

Десятилетие мультфильмов

Головоломка

Головоломка
Кадр из фильма “Головоломка” (2015). Пит Доктер, Роналдо Дель Кармен
Источник: www.exler.ru


Райли — обычная 11-летняя школьница, и, как у каждого из нас, ее поведение определяют пять базовых эмоций: Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Эмоции живут в сознании девочки и каждый день помогают ей справляться с проблемами, руководя всеми ее поступками. До поры до времени эмоции живут дружно, но вдруг оказывается, что Райли и ее родителям предстоит переезд из небольшого уютного городка в шумный и людный мегаполис. Каждая из эмоций считает, что именно она лучше прочих знает, что нужно делать в этой непростой ситуации, и в голове у девочки наступает полная неразбериха. Чтобы наладить жизнь в большом городе, освоиться в новой школе и подружиться с одноклассниками, эмоциям Райли предстоит снова научиться работать сообща.

Развитие кинематографа в 2010-е, прежде всего, связано с компьютерной графикой и цифровыми эффектами.

Развитие мультипликации. Компьютерная графика упростила процесс создания мультфильмов: отныне художникам больше не нужно рисовать тысячи статичных кадров. Создается гораздо больше полнометражных мультфильмов; их сюжеты становятся все более глубокомысленными и серьезными. В итоге мультипликация за последние годы выросла в полноценное и независимое от игрового кино явление.  Пример такого «взросления»: мультфильмы становятся номинантами на «лучший фильм года» и на «лучший сценарий» — и, тем самым, отбирают награды у игрового кино.

Развитие игрового кино. Если в 2000-е компьютерная графика в фильмах была нарочитой, то в 2010-е она стала скрытой и незаметной. Зритель не может отличить кадр с использованием компьютерной графики от кадра, где ее нет. Но он не может и отличить реального актера от виртуального (например, воссозданного с помощью графики актера, который умер во время съемок).

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны авторизоваться.
Загрузка...
Без рубрики

54 thoughts on “История кино в 10 фильмах

  1. you have a great blog here! would you like to make some invite posts on my blog?

  2. I am truly grateful to the owner of this site who
    has shared this fantastic piece of writing at at this place.

  3. Hi there, just wanted to say, I enjoyed this article.
    It was practical. Keep on posting!

  4. Just wish to say your article is as astonishing.
    The clearness in your post is simply spectacular and i could assume you’re an expert on this subject.
    Fine with your permission let me to grab your RSS feed to keep updated with forthcoming post.
    Thanks a million and please keep up the rewarding work.

  5. Greetings! Very useful advice within this article! It is the little changes that make the most important changes.
    Many thanks for sharing!

  6. At this time I am ready to do my breakfast, later than having my breakfast coming yet again to read other news.

  7. I take pleasure in, lead to I found exactly what I used
    to be looking for. You have ended my 4 day long hunt!

    God Bless you man. Have a great day. Bye

  8. I was suggested this website by my cousin. I’m no longer sure whether this submit is written via him
    as nobody else realize such exact approximately my difficulty.
    You’re incredible! Thanks!

  9. We’re a group of volunteers and opening a new scheme in our community.
    Your site offered us with valuable information to work on.
    You have done an impressive job and our entire community will be
    thankful to you.

  10. Hi there, this weekend is fastidious designed for me,
    for the reason that this moment i am reading this great informative paragraph
    here at my home.

  11. Thanks for finally writing about > История кино в 10 фильмах – ЖуркаМурка < Loved it!

  12. We are a gaggle of volunteers and opening a brand new scheme in our community.
    Your web site offered us with valuable info to work on. You
    have performed an impressive task and our whole neighborhood will probably be grateful
    to you.

  13. It’s going to be ending of mine day, except before ending I
    am reading this great paragraph to increase my know-how.

  14. I was curious if you ever thought of changing the structure of
    your website? Its very well written; I love what
    youve got to say. But maybe you could a little more in the
    way of content so people could connect with it better.
    Youve got an awful lot of text for only having one or 2 images.

    Maybe you could space it out better?

  15. you’re really a good webmaster. The website loading pace is incredible.
    It kind of feels that you’re doing any distinctive trick.
    In addition, The contents are masterpiece. you have done a
    fantastic activity in this topic!

  16. I must thank you for the efforts you have put in penning this site.
    I am hoping to view the same high-grade blog posts by you
    later on as well. In fact, your creative writing abilities
    has encouraged me to get my own website now ;)

  17. Hi there! This is kind of off topic but I need some guidance
    from an established blog. Is it very hard to set up your own blog?
    I’m not very techincal but I can figure things out pretty quick.
    I’m thinking about making my own but I’m not sure where to begin.
    Do you have any points or suggestions? With thanks

  18. What a information of un-ambiguity and preserveness of
    precious familiarity concerning unpredicted emotions.

  19. Undeniably imagine that which you stated. Your favorite justification seemed to be on the
    web the simplest thing to bear in mind of. I say to you, I certainly get annoyed at the same time as folks think
    about concerns that they plainly don’t know about. You controlled to hit the nail upon the top and also outlined out the whole thing with no need side-effects
    , other folks could take a signal. Will likely be back to get more.
    Thank you

  20. It’s nearly impossible to find educated people in this particular topic,
    but you seem like you know what you’re talking about! Thanks

  21. Wonderful items from you, man. I’ve take into accout your stuff
    previous to and you are simply extremely fantastic.
    I really like what you’ve acquired right here, certainly like what you are
    stating and the best way in which you assert it. You make it entertaining
    and you still care for to stay it sensible. I can’t wait to learn far more from you.

    This is really a wonderful web site.

  22. Incredible points. Great arguments. Keep up the good work.

  23. For latest news you have to pay a visit web and on world-wide-web
    I found this website as a best website for most recent updates.

  24. Wow! After all I got a web site from where I know how
    to really obtain valuable facts concerning my study and knowledge.

  25. My coder is trying to convince me to move
    to .net from PHP. I have always disliked the idea
    because of the expenses. But he’s tryiong none the less.
    I’ve been using Movable-type on numerous websites for
    about a year and am anxious about switching
    to another platform. I have heard very good things about blogengine.net.
    Is there a way I can transfer all my wordpress posts into it?
    Any kind of help would be greatly appreciated!

  26. It’s a shame you don’t have a donate button! I’d certainly donate to this excellent
    blog! I suppose for now i’ll settle for bookmarking and
    adding your RSS feed to my Google account. I look forward to new
    updates and will talk about this site with my Facebook group.
    Chat soon!

  27. I know this if off topic but I’m looking into starting
    my own blog and was wondering what all is required to get set up?
    I’m assuming having a blog like yours would cost a pretty penny?
    I’m not very web savvy so I’m not 100% sure. Any tips or advice would be greatly appreciated.
    Kudos

  28. Great delivery. Solid arguments. Keep up the good work.

  29. My spouse and I stumbled over here different page and thought I might check things out.
    I like what I see so i am just following you. Look forward to finding out about your web page repeatedly.

  30. of course like your web site however you need to check the spelling on quite a
    few of your posts. A number of them are rife with spelling issues and I in finding it very troublesome
    to tell the truth nevertheless I will surely come again again.

  31. What a data of un-ambiguity and preserveness of valuable know-how
    concerning unexpected emotions.

  32. I do not know if it’s just me or if perhaps everyone else experiencing problems with your site.
    It appears as though some of the text on your content are running off the screen. Can someone else please
    comment and let me know if this is happening to them as well?
    This could be a problem with my web browser because I’ve had this
    happen previously. Many thanks

  33. Aw, this was a very nice post. Finding the time and actual effort
    to make a really good article… but what can I say… I
    hesitate a lot and don’t manage to get nearly anything done.

  34. Good day very nice web site!! Guy .. Beautiful .. Wonderful ..

    I will bookmark your site and take the feeds additionally? I am glad to
    search out a lot of helpful info right here in the publish,
    we want develop extra techniques on this regard, thanks for sharing.
    . . . . .

  35. My brother suggested I might like this website. He was totally
    right. This post truly made my day. You cann’t imagine
    just how much time I had spent for this information!
    Thanks!

  36. Link exchange is nothing else but it is simply placing the other person’s website link on your page at appropriate place
    and other person will also do similar in support of you.

  37. My brother suggested I would possibly like this web site.
    He was once totally right. This post truly made my day.
    You cann’t believe simply how a lot time I had spent for this info!
    Thanks!

  38. Have you ever considered about including a little bit more than just your articles?

    I mean, what you say is important and everything.
    But imagine if you added some great images or videos to
    give your posts more, “pop”! Your content is excellent
    but with pics and video clips, this blog could definitely be
    one of the most beneficial in its niche. Great blog!

  39. What’s up, this weekend is fastidious designed for me, since this point in time i am reading this impressive
    informative piece of writing here at my residence.

  40. An intriguing discussion is worth comment. I think that you
    ought to write more on this issue, it may
    not be a taboo subject but typically people do not talk about such
    subjects. To the next! Cheers!!

  41. Article writing is also a fun, if you be familiar with after
    that you can write otherwise it is complicated to write.

  42. It’s fantastic that you are getting thoughts from this post as well as from our dialogue made at this place.

  43. Excellent way of explaining, and pleasant paragraph to obtain facts concerning my presentation subject matter, which i am going to deliver
    in university.

  44. I get pleasure from, result in I found exactly what I was looking for.
    You’ve ended my four day long hunt! God Bless you man. Have a
    nice day. Bye

  45. Way cool! Some extremely valid points! I appreciate you penning this post and the rest of the website is
    very good.

  46. I visited many web sites but the audio feature for audio
    songs present at this website is genuinely fabulous.

  47. What’s up colleagues, nice paragraph and
    fastidious urging commented here, I am really enjoying by these.

  48. Your method of describing the whole thing in this paragraph is genuinely pleasant, every one can easily understand it,
    Thanks a lot.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *