ЖуркаМурка

Жизнь улицы – граффити

Граффити зародилось еще до нашей эры, в то время, когда были рисунки на скалах. В нашем мире оно является частью искусства и определенного комьюнити. Я часто вижу рисунки на улице и для меня эта тема находится за занавесом, так как почти ничего не знаю о специфике процесса. Сегодня я решила поговорить с одним из представителей граффити-культуры и пытаться разъяснить некоторые моменты для себя и для читателей, которые тоже заинтересованы этой культурой. Приятного прочтения!

Привет, расскажи что-нибудь о себе!

Меня зовут Максим, никнейм Малк. Мне 22 года, живу в Казани. По большей части занимаюсь уличным катанием на скейтборде. Меньше скейтпарков — больше улицы, в этом есть своя романтика:) И, также, граффити – в основном нелегальное. Если выпадает случай сделать что-то на заказ и это более-менее складывается, то я договариваюсь с заказчиками, что тяжело обычно проходит. Сейчас открыл еще скейт-школу, первые уроки начались совсем недавно. По специальности не работаю и вообще нигде толком не работал, кроме как маляром в мебельной фирме около года, но пятидневка не для меня.

Одна из первых работ. Фото взято из личного архива Максима.

Когда ходил в садик, ко мне часто приходил мой двоюродный брат с ночёвкой. Под влиянием игры “Getting Up” он начал рисовать. У меня дома рисовал скетчи, а я думал: “Нифига себе, чего это такое, прикольно!». В общем то это меня зацепило, тоже начал что-то рисовать. Брат выбрал себе никнейм “Манк”, а я был слишком малой и ничего лучше в голову не пришло как одну букву никнейма заменить, так в общем то получился “Малк”. “А смысл менять?” – , подумал я, когда уже стал взрослым. Это так давно со мной и по факту смешная глупая история, но она живая, в ней присутствует что-то искреннее, неподдельное, поэтому и решил оставить. Тэги и граффити только на русском сейчас пишу, потому что в нашей стране очень мало людей, которые знают иностранные языки. Лично я английский не знаю и поэтому пишу на родном языке, в то время как все пишут на английском.

Одна из первых работ. Фото взято из личного архива Максима.

Повествуй свою историю о том, как ты пришел к теме граффити. Учился ли где-то в художественной школе? Почему именно граффити, а не какой-то другой стиль?

Да, родители отправили меня в художественную школу во втором классе и после окончания средней школы я пошел еще и по профессии художник-бутафор в Казанское театральное училище. Закончил его, отучившись 4 года.
Почему граффити? Я не знаю, я ведь этим с пеленок занимаюсь, но граффити это ближе к творчеству. Можно не стесняясь делать то, что тебе хочется. Там, конечно, тоже свои правила, но ты все-таки можешь сильнее выходить за рамки, нежели когда ты рисуешь на холсте.
Конкретно почему граффити – мне нравится то, что оно на улице. Конечно, без рисования на холстах не бывает рисования на улице, но этот момент, когда ты видишь, что на твой рисунок люди обращают внимание или наоборот не обращают, просто приятно что ты частичку себя оставляешь там. Например, я на одном конце города, или даже в другом конце мира, а где-то есть что-то, что я смог оставить после себя. Может пройдет 5 лет и это затрется, закрасится или выгорит под солнцем, но тем не менее, какой-то след ты оставляешь, это радует.
Собственно говоря поэтому наверное и граффити. В этом есть какой-то замысел высший, как мне кажется, но рисование за деньги это отдельная тема. Вот фильм прикольный есть “1+1”, там была сказана мысль, что все кто занимается искусством, стараются просто оставить след после себя, это первая и главная задача искусства.

Мне нравится то, что граффити не в рамках. Ты можешь ломать что угодно, рисовать на потолке, рисовать на стенах, на полу, на поездах, на вагонах метро, вызывать недоумение у людей, это тоже важный момент. Мне по вкусу, что граффити шокирует.

— Скажите, Дрисс, как вы думаете, почему людей тянет к искусству?
— Может, потому что это прибыльно?
— Нет, это единственный способ оставить след на земле.

Цитата из фильма “1+1”

Каким образом выбираешь места для рисунков? Какое из мест было самым необычным?

В последнее время, меня очень интересует следующее. Во-первых, чтобы много людей увидело это место, меня не интересуют уже заброшки, но это не считая долгих работ, чего я не смогу сделать в городе на видном месте. Хотя, я один из тех, кто уже перестал бояться и стоит возле стенки до последнего, пока не начнется драка или пока меня полиция три раза не прогонит с одного места.
Во-вторых, мне важен фактор геометрии пространства, нравится вписывать рисунки в тени от света. Тень падает на стену и в нее можно вписать рисунок. Либо переход, где я могу дотянуться до потолка, чтобы сделать рисунок на 360 градусов. Нравятся поезда, это, наверное, одно из самых моих больших пристрастий так скажем, потому что это особенное чувство. Не вандализм конкретно, а чувство самого ЖД, того, что ты рисуешь на каком-то большом железном великане. Ты как будто в другой мир попадаешь. Делать просто рисунок мне уже не интересно. Главные три параметра: видимость, атмосферность и концепция.

Рисунок, вписывающийся в тень. Фото взято из личного архива Максима.

Самое необычное место где я рисовал – это самолёт в аэропорту города Казань. Потом, вагон метро для меня тоже необычная точка. Очень хотелось всегда в метро порисовать. До сих пор не могу этого сделать в шахте, но рисовал в депо в Москве. “Делал” трамваи в Ижевске, в Набережных Челнах, в Казани пока что не удалось. Электрички везде где был там и “делал”. Транспорт – это самое необычное с точки зрения человека, который не занимается граффити.

Работа Максима на самолете. Фото взято из личного архива Максима.

По сути, граффити незаконно, если на рисунок нет разрешения от владельцев зданий и т.д. Были ли какие-нибудь случаи, когда ты нес ответственность за это?

Да, граффити незаконно, это 214 статья УК РФ. Меня по ней судили, было дело уголовное заведено на меня по факту вандализма на транспорте, непосредственно на электричке. В Казани я был большой проблемой в одно время, потому что слишком много рисовал на поездах. Все как в кино: обыски в квартире, вылавливание около подъезда, ордера, восьмичасовое держанием в отделе, допросы с угрозами сдавания всех граффитистов которых я знаю. Кое как с уголовки я съехал на административный штраф, заплатил 14 тысяч рублей за покраску вагона. Долгое время я не “делал” больше никаких вагонов в Казани, но в других городах продолжал. Потому что я начал, грубо говоря, почти сразу рисовать на товарных поездах, а потом перешел на всякие электрички и вагоны дальнего следования, также всякие трамваи пошли. Метро больше всего интересует, недоступность в этом присутствует. Чем больше риска, тем слаще ириска:) Наверное, пожалуй вот этот прием с транспортом был самый суровый и жесткий. Он длился 3 месяца, об этом даже в газетах писали, «пойман вандал» и так далее. В Казани активней меня никто не делал поезда, поэтому они так засуетились в полиции.

Рисунок Максима внутри товарного вагона. Фото взято из личного архиа Максима.

Пару раз случалось то, что во время рисования за мной погони были полицейские. Но, так вышло, что бегаю быстро и хорошо знаю город. Бывало такое, то что 3 раза с одно и того же места меня полиция гнала через 10 минут после наших “догоняшек”. Мне не нравится оставлять незаконченные рисунки, я в любом случае приду и доделаю. Это из серии, что “преступник всегда приходит на место преступления”.

Как-то раз еще меня принимали в заброшенном доме, у которого был собственник, приезжал он туда раз в полгода и приехал в тот момент, когда я рисовал. Заключили в западню меня, я не смог убежать, но они ничего не сделали в итоге. Сказали, что засудят, оштрафуют, посадят. Отняли краску только, которую не удалось вернуть. Я потом уже дурачка включил и правильно сделал, сказал, что дом был не загороженный, он хоть и аварийный, но нигде не написано то, что входить нельзя и т.д. До сих пор не этом доме рисую.

Фото взято из личного архива Максима.

Еще как-то была такая история. Подробности не буду рассказывать, но суть следующая: стоял на учете на районе за кражу краски в 13 лет. Денег на карманные расходы не давали, а рисовать очень хотелось, начал воровать. Меня поймали в магазине, поставили на учет. Уже года через 2, когда мой учет закончился, по поводу дела пришел мужчина из транспортной службы. Я тогда сделал рисунок на товарном вагоне и простые жители начали звонить в полицию по поводу этого “безобразия”. Сделал вид что ушел, но потом доделал рисунок. Все тихо было, спокойно, не заподозрил что что-то произошло, а думал лишь, что местные жители вообще липово звонили. Просто то, что я был “связанный” с краской, что меня приняли двумя годами ранее и я единственный кто на районе с этим очень был связан, очень повлияло на подозрения полиции. Пришли ко мне домой, кое как меня пронесло. Не позвали на опознание, хотя уже все к этому шло. Чуть не понес ответственность. Тогда мне было лет 15, я очень боялся этого, в данный момент, вообще не боюсь предстать перед судом, ведь ты просто наносишь слой краски на поверхность. Вандализм — это разрушение структуры. Ты разрушаешь волокна: стекло разбил, порезал сидушку в электричке. Ты деструктивно что-то разрушаешь. Когда ты закрашиваешь окна поездам, соглашусь, это связано с вандализмом. А если ты делаешь по низам, на железном бортике, что в этом такого? Когда ты рисуешь на стенах, это еще больше вопросов вызывает, потому что она не портится от этого, это не вандализм. Такой вот нонсенс в нашей жизни, абсурд везде на самом деле присутствует и граффити тоже не исключение.

Не к теме задержания, но был еще смешной случай. Я рисовал в переходе и обычно только слышу от людей негативные высказывания. Проходил мужчина и дал тысячу рублей на краску. Ему понравилось и он такой: «Блин, чувак, это же дорого стоит, вот, держи тебе тысячу».
А так да, граффити это незаконно в принципе. Если рисуешь на каких-то поверхностях, типо развязки постов, переходы, то, что относится к государству, скорей всего, даже если тебя полиция поймает, тебе максимум штраф выпишут маленький и то, возможно не заведут дело, потому что нет собственника здания, который подал бы в суд и засудил бы тебя с адвокатами. С поездами РЖД обстоит дело уже иначе, у них свои адвокаты, которые, если захотят, тебя признают виновным.

Много ли у тебя единомышленников, с которыми ты можешь делать работы?

Вообще да, у меня есть знакомые по всей России и даже за рубежом присутствуют люди, с которыми я поддерживаю связь. Есть своя команда, которую я основал, примерно в 2010 году, назвается она Фар, расшифровывается как «фломастер», опять таки детский разум мой изобрел смешное название. Туда входят 5 человек: один с Москвы, трое ребят из Набережных Челнов, один друг из Казани, который сейчас в Санкт-Петербурге живет. Нас 5-6 человек в команде. Это, так скажем самые ближние ребята, с кем я рисую активно. А так в каждом городе есть знакомые. Поеду в Москву, там человек 10 будет с кем я могу пойти спокойно порисовать. В Петербурге тоже самое. С провинциальными городами чуть-чуть посложнее будет. Чем больше рисуешь, тем больше появляется знакомых.

Рисунок команды “Фар”. Фото взято из личного архива Максима.

Когда-то я делал граффити-журнал «Полвагона» про граффити на товарных поездах, один из немногих журналов в нашей стране такого рода. По факту вся сцена держится только тем, что делают что-то самоиздатом. Поэтому все не стоит на месте, всегда есть прогресс. Был большой бум по теме рисования на товарных поездах в тот момент как я делал журнал,из-за этого появилось много новых знакомств.

Фото взято из личного архива Максима.

Граффити — дело для души или для других?

У каждого свой подход, свои цели, свои интересы. Есть люди, которые делают только заказы, которые украшают что-то. Бывает, они даже не задумываются об украшении, а просто делают деньги. Другие люди исключительно занимаются вандализмом, у некоторых даже нет интереса к художественному развитию. Мне нравится золотая середина, вроде как вандализм, а вроде как художество, чтобы шокировало. Можно показать что-то художественное, в местах где этого не должно быть, оно может заставить человека задуматься о чем-нибудь. Он негативно отреагировать, а может положительно, но тем не менее это все равно подтолкнет его к пути истинному, чтобы он задумался над чем-то. Вот для меня главная цель. Не делаю что-то на заказ, по большей части. Делая для себя ты преследуешь высшую цель. Когда я начинал рисовать, не отталкиваясь от рисунков моего брата, бывало выходил на ЖД, смотрел на проезжающие разрисованные поезда, товарные вагоны и вдохновлялся этим. То есть делаю это вроде как не только для кого-то, но и для души, ее успокоения, что я все же нужен этому миру.

Фото взято из Instagram Максима: https://www.instagram.com/m.d.f.c.kzn/

Что самое сложное в этой работе?

В основном нет никакой отдачи. Я тешусь надеждой, что возможно сделаю что-то, для кого это будет нужным, не только для граффитчиков. Ты делаешь рисунок, выкладываешь в интернет и его в основном смотрят только граффитчики, узкий круг людей. Хочется из этого узкого круга выйти и поэтому начинаю делать что-то более необычное. Возможно я скоро вообще от шрифтового граффити откажусь, давно уже к этой мысли пришел, чтобы еще больше внимания обращали на мои рисунки. Ты выходишь на улицу, тратишь свои силы и нервы, ведь я по профессии художник, для меня это всегда было больше чем просто выйти попшикать, про деньги не буду говорить, деньги это мелочное. Для многих это хобби, а у меня так получилось, что это жизнь. Может быть ты на фоне других ребят не делаешь ничего сверхъестественного, но ты туда тоже вкладываешь много сил и энергии. По поводу того, что нет отдачи должной – скорей всего возможно делаешь что-то не так. Как мне кажется, это самый главный момент этого ответа.

Граффити — искусство?

Растяжимое понятие на самом деле. 100% да, но вот что есть искусство? На учебе часто об этом говорили, ведь к искусству можно отнести и простого мастера своего дела, он, например, сапоги круто латает, это тоже искусство по факту. Можно сделать так, что будет супер вау. С картинами тоже самое, а с граффити подавно, ведь все относительно. В галереях бывают висят плохие картины, а иногда хорошие – здесь то же самое. Есть мастера своего дела, которые давно занимаются этим и уже столько духовенства вложили, что аж слово искусство само на стене появилось и переосмыслилось несколько раз.

0 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 50 оценок, среднее: 0,00 из 5 (0 оценок, среднее: 0,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны авторизоваться.
Загрузка...
Из первых уст, Культпросвет, Лайф, Лица, Образ жизни, Чужой опыт

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *